Судебная практика о порядке формирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения


48 просмотров

Может ли ТСЖ применять разные тарифы на содержание и ремонт для квартир и нежилых помещений

Хотим утвердить на собрании разный тариф для собственников квартир и нежилых помещений в доме, которым управляет наше ТСЖ. Можно ли утвердить разный тариф?

Подробный разбор данного вопроса я делал в Блоге Инфокрафт ЖКХ (статья здесь). Отвечу на данный вопрос в краткой форме.

В п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее — Правила 491) содержится правило, что размер платы за содержание и ремонт устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Данное правило (об одинаковом размере тарифа за содержание и ремонт) установлено в отношении тарифов на услуги и работы УО, но не в отношении тарифа за содержание и ремонт при управлении домом ТСЖ.

Конституционный суд рассмотрел вопрос о законности установления дифференцированных тарифов ТСЖ и отразил свое позицию в Постановлении от 29.01.2018 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Логинова».

Суд сделал вывод, что применительно к многоквартирным домам, управляют которыми непосредственно собственники помещений, либо товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, не установлены конкретные правила, предписывающие или, напротив, исключающие возможность учета особенностей помещений МКД. А конкретно в назначении и определении размера оплаты расходов на содержание общего имущества в таком доме, которые обязаны нести собственники как жилых, так и нежилых помещений.

Тем самым, в рамках действующего правового регулирования при принятии решений, связанных с управлением многоквартирным домом, обеспечивается свобода волеизъявления различных категорий собственников помещений. А также учитывается необходимость соблюдения баланса их интересов и обстоятельств несения бремени соответствующих расходов.

Законодательно установленный критерий распределения бремени расходов собственников не исключает при принятии решения установлении тарифа на содержание и ремонт учет особенности соответствующих помещений (в частности, их назначения).Также это касается иных объективных обстоятельств, которые – при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников помещений в МКД – могут служить достаточным основанием для изменения долей их участия в обязательных расходах по содержанию общего имущества (соотношение общей площади жилых и нежилых помещений в конкретном доме, характер использования нежилых помещений и т.д.)

Будет полезна статья: Управляющая отказалась проводить общее собрание по заявлению жителей. Законно ли это?

В свою очередь, при установлении дифференцированных тарифов следует учесть, что размер тарифа не может устанавливаться произвольно и должен обеспечивать содержание общего имущества в МКД в соответствии с предписаниями законодательства и отвечать требованиям разумности. Таким образом, Конституционный суд, фактически подтвердил законность установления различных тарифов для собственников квартир, нежилых помещений, машиномест, которые находятся в одном МКД, управлением которого занимается ТСЖ/ЖСК. С полным текстом постановления Конституционного суда можете ознакомиться по ссылке на сайте суда.

Распечатать

Установление тарифов

4.1. Это незаконно, спаривайте если не прошел срок ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС Статья 46. оглавление следующая Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. 2. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. 3. Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. 4. Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. 5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. 6. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня

Рекомендуем!  Слабый напор воды при открывании крана или смесителя в квартире: причины и их устранение

, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. 7. В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Тарифы 2020г.

Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для расчетов с населением на 2020 год

(Постановление Правительства Москвы от 15.12.15г. № 889-ПП, Постановление Правительства Москвы от 13.12.16г. № 848-ПП)

Ставки платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договору социального найма, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (единица измерения: руб./1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, с НДС)
Услуги

с 01.01.2017г. с 01.07.2017г.
Наем 3,19 3,51

Ставки платы за пользование жилыми помещениями для нанимателей жилых помещений по договору социального найма (единица измерения: руб./1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, с НДС)

Услуги С 01.07.2017г. с 01.07.2017г.
Наем 15,05 21,10

Цены за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей и собственников жилых помещений (единица измерения: руб./1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, с НДС)

Услуги с 01.01.2017г. с 01.07.2017г.
За площадь, занимаемую в пределах установленной нормы За площадь, занимаемую сверх установленной нормы, а также для граждан-собственников имеющих более одного жилого помещения и зарегистрированных в нем За площадь, занимаемую в пределах установленной нормы За площадь, занимаемую сверх установленной нормы, а также для граждан-собственников имеющих более одного жилого помещения и зарегистрированных в нем
Содержание и ремонт (ТО) 23,60 26,53 27,14 27,60

Тарифы на холодную воду и водоотведение для расчетов с населением города Москвы

(единица измерения: руб./куб.м. в месяц с НДС)

Услуги с 01.01.2017г. с 01.07.2017г.
Холодная вода 33,03 35,40
Водоотведение 23,43 25,12

Тарифы на горячую воду для расчета с населением города Москвы

(единица измерения: руб./куб.м)

Услуги с 01.01.2017г. С 01.07.2017г.
Горячая вода 163,24 180,55

Тарифы на тепловую энергию для расчетов с населением

(единица измерения: руб./Гкал. с НДС)

Услуги с 01.01.2017г. с 01.07.2017г.
Тепловая энергия (отопление) 2101,52 2199,24

Тарифы на электрическую энергию, отпускаемую энергосбытовыми организациями населению города Москвы (единица измерения: руб./кВт.ч)

Услуги с 01.01.2017г. с 01.07.2017г.
Тариф на электроэнергию, дифференцированный по двум зонам суток:

-дневная зона

-ночная зона

4,34

1,15

4,65

1,26

При дифференциации тарифов по зонам суток учтено следующее время:

— ночная зона с 23.00 до 7.00;

— дневная зона с 7.00 до 23.00.

Отмена регулирования цен на тепловую энергию с января 2020 года. Разъяснения ФАС.

С 01.01.2018 г., в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не подлежат государственному регулированию цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, при соблюдении следующих условий:

— организация владеет на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии;

— теплопотребляющие установки потребителя технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю;

— теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения;

— к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Указанная отмена регулирования цен не распространялась на случаи:

а) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

б) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2020 год.

С 01.01.2019 г.в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075), нерегулируемыми также стали и цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель при их производстве с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2020 год.

Однако нерешённым остался вопрос:«Регулируются ли цены (тарифы) на тепловую энергию в случаях, когда к источнику тепловой энергии подключено несколько потребителей?».

В июне 2020 г. ФАС России дала разъяснения (письмо № ИА/54920/19 от 28.06.2019), в которых указала, чтотарифы на тепловую энергию не подлежат государственному регулированию, при соблюдении следующих условий:

1) теплоснабжающая организация владеетисточником тепловой энергии (котельной) на праве собственности или ином законном основании (за исключением концессионного соглашения);

2) установленная мощность источника тепловой энергии составляет менее десяти гигакалорий в час и (или) теплоснабжающей организацией осуществляется поставка потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2020 г.;

3) реализуемая тепловая энергияне используется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

4) теплопотребляющие установки потребителя(-ей)технологически соединены с источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть;

5) тепловая сеть, соединяющая источник тепловой энергии и теплопотребляющие установки потребителя(-ей), принадлежит на праве собственности и (или) ином законном основании теплоснабжающей организации или соответствующему(-им) потребителю(-ям);

6) теплопотребляющие установки и тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения;

7) к тепловым сетям, принадлежащим потребителю(-ям) не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

ФАС России отмечает, что при переходе на нерегулируемые цены в сфере теплоснабжения, отсутствует необходимость их пересмотра и (или) отмены по причине дерегулирования.

В случае поступления заявления об установлении цен (тарифов), не подлежащих регулированию, орган регулирования не открывает дело об установлении соответствующих цен (тарифов), документы возвращаются с сопроводительным письмом, в котором отмечается отсутствие правовых оснований для установления регулируемой цены (тарифа). В случае, если дело было открыто – принимается решение об отсутствии оснований для установления регулируемой цены (тарифа).

ФАС России обращает внимание, что в целях предотвращения возникновения признаков нарушения антимонопольного законодательства при определении нерегулируемых цен на тепловую энергию важно соблюсти принцип недискриминационности и равенства условий для одинаковых групп потребителей, при этом цена тепловой энергии не должна быть монопольно высокой.

Кроме того, переход на дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не предусматривает отмены обязанностей по передаче отчетности по форме № 46-ТЭ и раскрытию информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 570).

Таким образом, если организация осуществляет деятельность по теплоснабжению с соблюдением вышеуказанных условий – тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность)/теплоноситель, производимые такой организацией, не подлежат государственному регулированию. При этом организация не освобождается от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и от обязанностей представления отчётности и раскрытия информации.

Консалтинговая предлагает оказание услуг по расчёту экономически обоснованных нерегулируемых тарифов на тепловую энергию, оформлению экспертных заключений, соответствующих требованиям антимонопольного законодательства РФ.

Наличие у организации экономического обоснования нерегулируемого тарифа или экспертного тарифного заключения позволят защитить применяемые организацией тарифы, в случае поступления претензий от потребителей, органов государственного антимонопольного и экономического контроля, соблюсти требования действующего законодательства и предотвратить неблагоприятные последствия перехода к нерегулируемому ценообразованию.

…находится крышная котельная?

Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке определены Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1021 (далее – Основные положения от 29.12.2000 г. № 1021).

В соответствии с п. 10 Основных положений от 29.12.2000 г. № 1021, регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (ФСТ России) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 «Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению», утвержденных приказом ФСТ России от 23.11.2004 г. № 194-э/12, зарегистрированных в Минюсте РФ 17.12.2004 г. № 6212 розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее – население) для потребления с использованием местных бытовых приборов за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели.

В случае, если поставка газа населению осуществляется в том числе для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в п. 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в п. 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 г. № 307), коммунальная услуга – это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Кроме того, коммунальная – это круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение (п.6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 г. № 307).

Учитывая вышеизложенное, поставка газа для приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, и производства тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, (при отсутствии централизованных отопления и приготовления горячей воды) не может рассматриваться как предоставление коммунальной услуги по газоснабжению. Потребление газа с целью продажи этого тепла населению с использованием таких автономных систем, к которым относятся, и котельные крышного, пристроенного и других типов, не относится к видам «личного потребления» природного газа физическими лицами, поскольку при этом населением непосредственно потребляются тепло и горячая вода, оплачиваемые по тарифам на соответствующие коммунально-бытовые услуги.

В данных случаях гражданам, проживающим в многоквартирных домах, предоставляются коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, при этом газ используется как топливо для подогрева воды в котельных, принадлежащих юридическим лицам различных форм собственности, которыми являются и товарищества собственников жилья, и жилищно-строительные кооперативы, и прочие подобные организации с момента их государственной регистрации.

Согласно п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 г. № 307, размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии, а размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемое для приготовления горячей воды.

Таким образом, стоимость одного метра кубического газа для газовых крышных котельных определяется как сумма оптовой цены для прочих потребителей, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги соответствующей группы, установленных для соответствующей группы конечных потребителей. Следовательно, заключение договора поставки газа по ценам промышленности с ТСЖ, в долевой собственности которых находится крышная котельная, является правомерным.

  • Редактировать ответ
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock
detector