Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?
Содержание
- 1 Неразграниченная государственная собственность на землю это
- 2 Государственная неразграниченная собственность на землю — Правовая помощь юриста
- 2.1 Разграничение государственной собственности на землю
- 2.2 Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная
- 2.3 Статья 3.3
- 2.4 Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф
- 2.5 Земли государственной неразграниченной собственности
- 2.6 Порядок разграничения государственной собственности на землю
- 2.7 Государственная неразграниченная собственность на землю
- 3 Земли или земельные участки государственная собственность на которые не разграничена
- 4 Государственная собственность на землю в 2019 году: не разграниченная собственность, порядок и проблемы разграничения | Земельный эксперт
- 5 Порядок разграничения государственной собственности на землю
Неразграниченная государственная собственность на землю это
Это собственность субъекта, муниципальная, федеральная, а также неразграниченная государственная собственность. Большую часть земель, которые находятся в публичной, относят к неразграниченной государственной собственности.
Такие участки являются государственными, но их владелец не определен, то есть в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены соответствующие записи о регистрации права собственности на эти земли», – разъясняет директор регионального земельно-имущественного информационного центра, заслуженный юрист Ульяновской области Лидия Казакевич.
До того как я сформировал участок, есть просто область на кадастровом квартале (без границ, участка еще нет), КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ.
КРОМЕ КАК СПРОСИТЬ В АДМИНИСТРАЦИИ. Если участок находится на территории неразграниченной собственности, это не значит, что администрация этого района не может ей распоряжаться. А вот узнать. разграничена она или нет, можно из градостроительного плана или ПЗЗ.
LJ Magazine
Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году .
И выплыл в этом Докладе интересный факт. Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи.
То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн.
Есть два различных (но приблизительно равных по территории и содержанию) земельных участка – один находится в муниципальной собственности, а другой находится в не разграниченной государственной? Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же?
И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом.
Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть земель.
Отсутствие государственной регистрации права на земельные участки, государственная на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Что такое неразграниченные земли
В связи с признанием утратившим силу названного федерального закона (основание — Федеральный закон от 17.04.
2006 № 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами, прямо указывающими на принадлежность земель.
SRG в СМИ
Разграничение государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г.
осуществлялось на основании Федерального закона
«О разграничении государственной собственности на землю»
согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов.
В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст.
76 Конституции. Ст. 35, п. 3.
Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению.
Разграничение государственной собственности на землю: федеральный закон
В соответствии с законодательством РФ, собственность на землю может разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Каким образом осуществляется данная процедура?
Какие законы регулируют правоотношения, которые ей соответствуют? Такой процесс, как разграничение государственной собственности на землю, является традиционно одним из самых сложных не только с точки зрения формирования и применения норм правового регулирования, но и в плане влияния на социально-экономические процессы.
Источник: http://admbirsk.ru/nerazgranichennaya-gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu-eto/
Государственная неразграниченная собственность на землю — Правовая помощь юриста
- Свидетельство о праве собственности на землю: оформление документов, регистрация, сроки
- Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. Задачи мониторинга земель
- Ограничение прав на землю. Основания ограничения прав на землю
- Граница земельного участка. Определение границ земельного участка
- Как купить землю у государства? Документы на землю. Продажа земли государством
- Свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности.
Внимание
Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки.
Это главное отличие. Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.
Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность.
Разграничение государственной собственности на землю
Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны.
В данную группу входят земли:
- Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
- Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
- Фонда перераспределения.
Разъяснения к статье 5 В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований.
В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям.
Разграничение собственности на землю. муниципальная или неразграниченная
Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято.
Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры.
После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.
Статья 3.3
В Москве и Санкт-Петербурге неразграниченными земельными участками распоряжаются органы исполнительной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами данных субъектов данное право не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга 3) Исключения, предусмотренные законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности (закон так и называется) Если строится федеральная дорога, то распоряжается федеральный центр, если региональная – то на уровне субъекта Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов.
Разграничение государственной собственности на землю. земельный кодекс рф
Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.
В основном разграничение государственной собственности на землю происходило в пользу общегосударственной собственности, а впоследствии этот процесс сильно замедлился.
Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу.
Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.
Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу.
Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности.
Земли государственной неразграниченной собственности
Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году.
Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение.
Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.
Несмотря на проделанную работу, созданный юридический механизм практически не действовал.
Это происходило по причине чрезмерной сложности и длительности соответствующих процедур.
Порядок разграничения государственной собственности на землю
Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности.
В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере. Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема.
В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78. Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы.
Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли.
Государственная неразграниченная собственность на землю
По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.
Категории и подкатегории Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе.
Их условно классифицируют следующим образом:
- Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
- Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.
Ст.
Источник: http://dipna5.ru/gosudarstvennaya-nerazgranichennaya-sobstvennost-na-zemlyu/
Земли или земельные участки государственная собственность на которые не разграничена
К землям, находящимся в государственной, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст.
16 ЗК РФ. Федеральные земельные участки; Земли, находящиеся в региональных властей; Земли муниципалитетов; Неразграниченные земельные наделы.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество , принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной на землю до ее полного разграничения.
Подготовка к экзамену:
- книга «Кадастр недвижимости»
Общий каталог:
Автоматизация подготовки межевых и технических планов, карт (планов) объектов землеустройства, карт-планов территорий
В свое время кадастровая палата повально стала писать отказы со ссылкой на 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ст.
3 п. 10 за то, что мы не согласовывали с администрацией все то, что оставалось, после согласования с соседями (заинтерисованными лицами)… именно всё ТО.) т.е. без разбора, участки или земли.
После письма МИНЭК от 14.12.12 №27701-ПК/Д234 хочеться разобраться где земли, где участки… правомерны ли были те отказы.
Вот например город Москва, если его границы установлены, то все что внутри находиться в ведении ДЗР… или в Москве тоже есть земли… участки.
Вопрос 1
В соотв.
с п.1 ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований . В федеральной находятся: (ст.
17 ЗК РФ): — которые признаны таковыми федеральными законами (Лесной кодекс РФ от 04.12.
2006 № 200 ) — право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; — которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: (ст. 18 ЗК РФ)
Статья 16 Земельного кодекса
Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в собственности, определяются в соответствии со ст.
29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями. Федеральным законом от 17 апреля 2006 г.
36 ЗК. Но само название статьи уже предполагает, что участок должен находиться в собственности — государственной или муниципальной.
Соответственно и распоряжаться им имеет право только законный собственник, к нему же и следует обращаться с заявлением на приватизацию. Но кто он — совершенно не понятно.
Разумеется в ЕГРП и ГКН значится, что права на участок не зарегистрированы.
Их нет в кадастре, их границы не определены.
Государственная собственность на землю в 2019 году: не разграниченная собственность, порядок и проблемы разграничения | Земельный эксперт
Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.
Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:
Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!
Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:
- ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
- Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
- Приобретение земли государством согласно принятым законам.
Государственной собственностью являются земли:
- лесные ресурсы;
- обороны и безопасности;
- территории, подлежащие особой охране;
- водный фонд;
- территории сельскохозяйственного использования;
- населенные пункты;
- территории, имеющие культурную, историческую ценность;
- зоны рекреации;
- земли промышленности, связи, транспорта и др.
Виды государственной собственности
Существуют следующие виды государственной собственности на землю:
- федеральная;
- региональная;
- муниципальная.
Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.
На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.
Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.
Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:
- Вступление в силу законодательных актов.
- Разграничение территорий.
- Приобретение земли согласно действующему порядку.
- Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.
В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.
Разграничение госсобственности на землю
Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.
Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.
Порядок разграничения включает обширный комплекс работ по землеустройству. Обязательным условием разграничения является регистрация участков. Неразграниченная земля не внесена в реестр и не имеет кадастрового номера.
Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.
Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.
Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.
Ранее вопрос разграничения регулировал закон №101 от 17.07.2001. В 2006 году его действие прекратилось после вступления в силу закона № 53-ФЗ. Этот правовой акт внес изменение в Земельный кодекс и систему государственной регистрации недвижимости.
Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.
Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.
- Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
- В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
- Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
- Земля не может иметь нескольких собственников.
- Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
- Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
- Земля распределяется по определенным категориям.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по государственной собственности на землю
Вопрос: Где содержится информация о разграниченных земельных участках?
Ответ: Государственная регистрация проводится касательно земельных участков, которые относятся к недвижимости. Для проведения процедуры необходимо, чтобы объект имел границы, адрес и другие характеристики.
В РФ действует ГКН, который является госкадастром недвижимости. В нем содержатся технические данные, на основе которых определяется расположение участка и методы его использования. Определенная информация в госкадастре является временной. Если в течение двух лет сведения не появились в ЕГРП, то данные из госкадастра удаляются.
ЕГРП представляет собой реестр прав собственности и включает сведения об аренде, ипотеке, обременении недвижимости.
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu/
Порядок разграничения государственной собственности на землю
Разграничение государственной собственности на землю стало не только насущной необходимостью, но и может дать дополнительные возможности к вовлечению таких земель в хозяйственный оборот и к увеличению эффективности использования этого ценного ресурса в развитии государства.
В связи с постепенным характером формирования земельного законодательства, на ранних этапах его развития возникли определённые проблемы с распределением государственных земельных ресурсов.
Поэтому недостаточное проведение разграничения практически не даёт возможности вовлечь такие участки в хозяйственный оборот.
Учёт земельных ресурсов
Известно, что земля является одним из наиболее ценных видов ресурсов, которые имеются у государства. Конечно, он не единственный, но при этом его можно рассматривать, как основу.
В связи с этим понятно, что такой ресурс должен быть не только полностью учтённым государством, но и использоваться в общественной и экономической жизни наиболее эффективным образом.
В настоящее время существует общегосударственный реестр, где регистрируются права собственности на различные виды недвижимости, в том числе и на земельные участки.
Если регистрация конкретной земли не была проведена, она не может быть:
- продана;
- куплена;
- подарена;
- передана в наследство и т. п.
Казалось бы, с учётом земельных ресурсов, на первый взгляд, всё в порядке. Но при более внимательном взгляде на статистику распределения земли в Российской Федерации можно обнаружить неожиданную вещь.
Значительная часть земель, формально находясь в собственности государства, на самом деле непонятно кому принадлежит.
Как это может быть? Из-за определённых особенностей земельного законодательства существенная часть государственной собственности не распределена между самими этими владельцами: государством, субъектами РФ и муниципальными властями.
То есть фактически хозяин таких земель не определён. Соответственно, такие земли не состоят на кадастровом учёте. Они относятся к неразграниченной государственной собственности.
Кто владеет землёй
Прежде чем подробно рассматривать этот вопрос, нужно выяснить, а кто имеет право владеть землёй в стране?
- Конечно, немалая часть этого ценнейшего ресурса принадлежит всему государству.
- Говоря об этой форме собственности, нужно упомянуть собственность субъектов федерации. В большинстве — это отдельные регионы, которые имеют право владеть землёй.
- Местные, а именно муниципальные органы осуществляют свою власть на местном уровне. Часть земель находится в их собственности.
- Кроме указанных собственников, владеть участками имеют право как юридические лица, так и отдельные граждане.
В обычной жизни экономические отношения, связанные с собственностью на землю, достаточно просты и понятны. Есть правообразующие документы, которые относятся к купле-продаже, наследованию или другим правоустанавливающим юридическим процедурам.
Участки должны пройти положенную по закону регистрацию, получение кадастрового паспорта, межевание. После осуществления регистрации вопрос о праве собственности обычно неясностей не вызывает.
В вопросах государственной собственности ситуация иная. Прежде всего, есть категории земель, которые в принципе не могут перейти к другим собственникам. Существуют несколько их разновидностей. Одним из примеров могут служить земли природных заповедников.
Кроме этого, существует практика предоставления участков в бессрочное пользование, а также в пожизненное и наследуемое владение. В последних двух случаях, хотя собственником и является государство, в реальной жизни с этим возникает некоторая неопределённость.
Одним из отличий здесь является то, что пользователи участков не проходят кадастровой регистрации, ведь они не являются собственниками земли.
Формирование участков
Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли? На самом деле это вполне реально.
Для этого есть два пути:
- выполнить прирезку участка;
- провести формирование участка.
В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель. Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком.
Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки.
Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт.
Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки. Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают.
Выгода хозяина понятна, а государство вовлекает территории в новых границах в хозяйственный оборот, что приводит к увеличению поступления налогов в казну.
Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации. В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности. Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ. А получить его возможно только от законного собственника земли.
В рассматриваемом случае такого найти не получится. Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника. Ведь только последний может продать землю новому хозяину.
Как же поступают в подобных ситуациях?
Для этого могут передать соответствующий участок:
- в бессрочное пользование;
- в пожизненное владение с правом наследования.
При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет. Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка.
Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти. После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление.
После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку.
С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.
Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика. Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка. Однако кадастровые процедуры — вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.
Цифры и факты
Рассмотрим цифры, которыми можно охарактеризовать ситуацию в масштабе всей страны. Для этого необходимо принять во внимание следующее.
Земельные ресурсы всего государства составляют огромную величину. Это 1709,8 миллиона гектаров.
Если проанализировать эту цифру в разрезе прав собственности на землю, то на 2011 год принадлежало:
- частным лицам 121,4 миллиона гектаров земель;
- юридическим лицам ровно 12 миллионов гектаров;
- государству — 1576,4 гектара.
Неразграниченная государственная собственность на землю охватывает 1145,5 миллиона гектаров. Остальная её часть преимущественно находится в собственности государства (420,0 млн га). Субъектам федерации принадлежат 7,7, а местной (муниципальной власти) — 3,2 миллиона гектаров земли.
В последние годы можно наблюдать, что разграничение государственной собственности на землю происходит всё более медленно. Это имеет место наряду с тем, что наибольшая часть уже распределённой земли находится во владении государства.
Право распоряжения
Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий.
Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти.
Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления.
Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.
Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.
Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.
- Если говорить об объекте соответствующих правоотношений, то земля, о которой идёт речь, относится к нераспределённой государственной собственности. Поэтому передать право собственности, которое до настоящего момента попросту не существует, невозможно. Чтобы такое право было, право собственности на такие участки должно разграничиваться.
- В юридическом и хозяйственном обороте не может участвовать такой участок, который не состоит на кадастровом учёте, не прошёл определённую законом регистрацию, которые необходимы для предоставления права собственности.
Передача участков, не имеющих собственника, противоречит Гражданскому Кодексу РФ.
Как происходит распределение
Известно, что существует довольно большая территория, где земля до сих пор остаётся нераспределённой.
Когда был принят действующий в настоящее время Земельный Кодекс, был одновременно принят нормативный акт, который содержал переходные положения при введении его в действие.
К рассматриваемому здесь вопросу имеет отношение тот факт, что для распределения земель был установлен предельный срок. После 2008 года вообще не должно было остаться нераспределённых участков. Однако приведённая выше статистика говорит совсем о другом.
В основном разграничение государственной собственности на землю происходило в пользу общегосударственной собственности, а впоследствии этот процесс сильно замедлился.
Что же представляет собой процесс распределения? В рассматриваемой ситуации речь идёт о любом нормативном акте, в котором такая земля разграничивается и прямо передаётся в собственность соответствующему владельцу. Как только такое решение принято, его берут в основу для соответствующих правоустанавливающих документов.
Предположим, существует интерес к приобретению определённого участка, который относится к рассматриваемому здесь типу.
Первым шагом в данной ситуации может быть попытка получить информацию, из которой возможно однозначно заключить о том, относится ли рассматриваемый участок к нераспределённой государственной собственности.
Как это сделать проще всего? Для этой цели прекрасно подойдёт публичная кадастровая карта России. В ней можно получить не всю имеющуюся информацию о собственниках земли, но всегда можно заключить, имеется ли данный участок земли в чьей-либо собственности.
Сама карта является интерактивной. С использованием имеющейся информации можно осуществить поиск, при этом постепенно делая карту всё более подробной. В результате можно будет сделать уверенный вывод по данному вопросу.
Публичная кадастровая карта отражает актуальные данные общегосударственного реестра:
- расположение земельного участка;
- его площадь;
- принадлежность и т. д.
Использование этого сайта позволит получить нужную информацию относительно быстро и с небольшими усилиями.
Любопытно, что критерии, по которым можно было проводить классификацию земельных участков и их отнесение к тем, которые относятся к муниципальным органам власти или к собственности субъектов федерации, были законодательно сформулированы ещё в 2002 году.
Кроме этого были определены правила различных процедур, которые к этому имели прямое отношение.
Был определён порядок составления и согласования списков земельных участков, которые должны были быть переданы в ту или иную форму государственной или муниципальной собственности.
Несмотря на проделанную работу, созданный юридический механизм практически не действовал. Это происходило по причине чрезмерной сложности и длительности соответствующих процедур.
Одним из этапов рассмотрения была передача всего подготовленного пакета документов в Правительство РФ, ожидание результатов проводимой здесь процедуры и того, какое решение по данному вопросу будет принято.
Сам процесс обоснования такого запроса требовал большого количества подтверждающих документов, а рассмотрение каждого отдельного вопроса обычно происходило в период от семи до девяти месяцев. Такая сложность и громоздкость резко снижали эффективность процедуры.
После принятия нового Земельного Кодекса в 2006 году порядок разграничения государственной собственности на землю был значительно упрощён, что несколько увеличило эффективность применения закона.
Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/razgranichenie-gosudarstvennoj-sobstvennosti-na-zemlyu.html