Как изменятся права владельцев земельных участков после принятия поправок в Гражданский Кодекс: рассказывает Павел Крашенников
Содержание
- 1 Павел Крашенинников рассказал о наиболее важных законах в области гражданского права и регистрации недвижимости
- 2 Большое интервью главы комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова
- 3 Павел Крашенинников: комплекс вещных прав должен быть системно урегулирован
- 4 Дом и земля станут единым объектом недвижимости
Юрий Паршинцев / ПГ
Поправки в Гражданский кодекс (ГК) о вещных правах должны будут отрегулировать вопросы собственности, включая привязку объекта недвижимости к участку и соседские споры. Об этом заявил председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в интервью ТАСС.
Речь идёт о президентском законопроекте, направленном на модернизацию ГК. Документ был принят в первом чтении ещё в 2012 году.
Как отметил Павел Крашенинников, проект касается «юридических лиц, прав собственности, интеллектуальных прав, сделок, правового положения граждан, крестьянско-фермерских хозяйств, международно-частного права и много другого». В связи с этим было принято постановление «о предоставлении комитету возможности выносить по блокам поправки ко второму чтению», сообщил законодатель.
В России предлагают сносить здания, мешающие соседнему участку
«Остается очень важный блок. Он называется «О вещных правах», он в себя включает также и право собственности», — сказал депутат, добавив, что, кроме собственности, это вопросы, связанные со многими вещными правами.
Речь в том числе идёт о сервитутах — возможности использовать чужое имущество или свою вещь на чужой территории. Законодатель пояснил, что это позволит, например, в отдельных случаях обеспечивать доступ коммунальных служб к коммуникациям на участке.
Глава думского Комитета рассказал, что отдельные положения данного блока направлены на введение «единого комплекса недвижимости» — регистрации земли и постройки на ней как единого объекта. Будет затронут также вопрос соседских прав.
Отвечая на вопрос о том, что даст людям привязка объекта недвижимости к земле, Крашенинников заявил, что «психологически граждане давно к этому готовы». «Когда мы говорим о доме, даче, обычно подразумеваем целый объект. Здесь же речь идет об удобстве с точки зрения документов, а для государства — с точки зрения администрирования», — пояснил он.
По его словам, это облегчит бюрократическое бремя граждан, кроме того, должна сократиться и сумма налогообложения. При этом Крашенинников отметил, что после принятия законопроекта россиянам не придется все перерегистрировать.
Говоря о соседских правах, депутат сообщил, что проект поможет решить такие частные споры, как, к примеру, дым от костра на участке или слив септика.
«Конечно, это нарушение соседских прав. Если сливают септик — это очевидно. Если жгут так, что дышать невозможно, то конечно тоже можно будет обратиться в суд, защитить свои права», — сказал парламентарий.
Ранее законодатель рассказал, что проект поправок в ГК запрещает собственнику возводить здания или сооружения, «в отношении которых очевидно, что их существование повлечёт недопустимое воздействие на соседний земельный участок». Если такой объект построят, несмотря на протесты соседей, его обяжут снести.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в марте.
Павел Крашенинников рассказал о наиболее важных законах в области гражданского права и регистрации недвижимости
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников рассказал о наиболее значимых изменениях российского
законодательства в области гражданского права и регистрации недвижимости,
произошедших в 2016–2021 гг., то есть в период
работы VII созыва Государственной Думы.
Реформа
наследственного права
«В период VII созыва ГД осуществлена реформа
наследственного права, которая включила в себя ряд изменений, направленных на существенное расширение возможностей граждан по распоряжению своим имуществом
на случай смерти», — сообщил Павел Крашенинников.
Так, «с 1 сентября 2018 года в России появилась возможность учреждать
наследственные фонды, которые позволяют не одномоментно передать наследникам
права на имущество, а производить выплаты выгодоприобретателям в течение
длительного периода времени при соответствующих условиях».
«С 1 июня 2019 года появились совместные завещания супругов и наследственные
договоры, которые упрощают получение наследства супругом и другими наследниками;
например, при составлении супругами совместного завещания после смерти одного
из них не надо выделять его долю», — рассказал глава Комитета.
А с 1 марта 2022 года у россиян появится возможность создавать личные фонды.
«Такой фонд создается при жизни наследодателя, позволяя ему отрегулировать
ведение дел и сохранить бизнес после ухода из жизни его владельца, после смерти
учредителя фонд продолжает деятельность в соответствии с установленными им
условиями», — отметил Павел Крашенинников.
Электронная форма сделок и дистанционные собрания
Комитет также работал над законопроектами в области цифровых технологий и цифровизации экономики. Они стали законами.
«С 1 октября 2019 года установлена возможность определения цифровых прав в различных сферах, благодаря чему в дальнейшем появилась возможность обращать
взыскания на более широкий перечень имущества, с целью избежания ухода
ответчиков с помощью вложения в различные суррогатные «деньги», — пояснил Павел Крашенинников.
«Признана правомерной электронная форма сделок, то есть дистанционные
волеизъявления сторон, совершенные с помощью электронных и технических средств
(смартфонов, компьютеров), возможность проведения дистанционных собраний,
приравнены к письменной форме сделки», — отметил он.
Авторские
и смежные права
По словам Павла Крашенинникова, очень важные изменения
законодательства произошли в сфере интеллектуальной собственности. «Особую
актуальность они приобретают в условиях антироссийских санкций и периода
пандемии», — подчеркнул Председатель Комитета.
«С 27 июля прошлого года появилось новое средство индивидуализации товара —
«географическое указание» (бренды регионов), которое упростило производителям
местной продукции регистрацию брендов, что позволяет рекламировать и продвигать
российские региональные товары, развивая тем самым экономику региона», —
заметил парламентарий.
Он добавил, что также «появились новые возможности производства и продажи
лекарственных препаратов для населения без согласия правообладателей, которые
изобрели эти лекарства, но с выплатой им вознаграждения, в частности, при
наличии крайней необходимости, связанной в том числе с охраной жизни и здоровья граждан; такое решение может быть принято Правительством».
Для изобретателей и развития инновационной
экономики страны, более эффективного решения вопросов, связанных с получением
охранных документов, большое значение имеют новые возможности Роспатента.
«Например, с 1 января 2022 года будут более четко определены особенности
использования изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности,
используемых государством и созданных за счет государства.
Свидетельства и патенты правообладателям Роспатент выдает теперь в электронной форме, а на бумажном носителе – по желанию заявителя», — рассказал Председатель Комитета.
Ряд нововведений принят в сфере авторских и смежных прав.
«В их числе –
усиление ответственности организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами с целью исключения случаев, когда авторы не получают
вознаграждение при использовании произведений; усиление охраны смежных прав
режиссеров-постановщиков театральных произведений, их постановки не могут быть
изменены без их согласия. Введены нормы, направленные на повышение
эффективности защиты прав модельеров и других лиц творческих профессий путем
введения отсроченной публикации заявки на промобразец и временной правовой
охраны», — отметил Павел Крашенинников.
- Защита
прав граждан в сфере недвижимости - Введены изменения в части защиты прав граждан в сфере недвижимости.
- «До 2026 года будут действовать «дачная амнистия» и «гаражная амнистия», в связи с чем граждане имеют возможность упрощенной регистрации соответствующего
объекта», — сообщил Павел Крашенинников. - «С 1 января 2020 года введена презумпция
добросовестности лица, полагавшегося на данные государственного реестра; если
жилая недвижимость была истребована от добросовестного приобретателя на основании судебного акта, то ему полагается компенсация из казны, если в течение полугода ему не был возмещен ущерб причинителем вреда; также установлен
запрет на истребование государством жилого помещения, выбывшего из его
собственности, у добросовестного приобретателя-гражданина по истечении трех
лет», — разъяснил Председатель Комитета.
Введена необходимость специальной отметки о возможности электронной формы
подачи документов в Росреестр для внесения сведений в реестр об отчуждении
недвижимости граждан на основании электронного заявления, что обеспечивает
защиту от мошенников, которые получали незаконный доступ к электронной подписи
гражданина. Предоставлена возможность подачи через личный кабинет
правообладателя документов для совершения ряда действий с объектами
недвижимости.
- С 1 февраля 2022 года в реестр недвижимости будут
вноситься сведения об аварийности многоквартирных домов, что поспособствует
информированности граждан о реальном состоянии МКД. - Появились нормы, приближающие кадастровую стоимость к рыночной в целях
недопущения определения необоснованной кадастровой стоимости недвижимости. - Развивается проведение субъектами РФ комплексных
кадастровых работ, что способствует наполнению данных реестра недвижимости и внесению актуальных сведений об объектах недвижимости; установлена возможность
финансирования комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств
физических или юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.
«Помимо указанных изменений, с 1 июня 2018 года
реформированы нормы гражданского законодательства о финансовых сделках,
создавшие возможности для удобных расчетов по сделкам, — например, договор эскроу позволил обеспечить исполнение обязательств и тем самым сократить число
споров. Расширены возможности дистанционного участия (онлайн), а также в смешанном формате, в собраниях гражданско-правовых сообществ, например собраниях акционеров, сособственников недвижимости и других», — заключил Павел Крашенинников.
Подводя итоги работы Комитета в VII созыве Государственной Думы, Павел
Крашенинников сообщил, что с начала созыва на рассмотрении Комитета находилось 1 669 проектов федеральных законов, работа над 1 400 из них завершена (846
проектов были внесены в текущем созыве). Всего с начала созыва состоялось 245
заседаний Комитета. Принято 557 федеральных конституционных и федеральных
законов, ответственным за подготовку которых был назначен Комитет по государственному строительству и законодательству.
Большое интервью главы комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова
Глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в интервью ТАСС рассказал, какие поправки, затрагивающие вопросы собственности, могут быть внесены в Гражданский кодекс РФ в 2021 году, планируется ли амнистия, каким, по его мнению, должен быть Кодекс об административных правонарушениях, а также сообщил о своих планах на предстоящие думские выборы.
— В этом году Госдума вернулась к президентскому пакету поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ, который находится в Думе с апреля 2012 года.
— Речь шла о модернизации, да.
— В частности, был урегулирован вопрос прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Будет ли продолжена работа над этим пакетом в 2021 году?
— Восемь лет назад был внесен этот президентский пакет, который затрагивал практически все главы и разделы Гражданского кодекса, от первых статей до последних. В первом чтении мы приняли его сразу же в 2012 году, но с учетом того, что он касается юридических лиц, прав собственности, интеллектуальных прав, сделок, правого положения граждан, крестьянско-фермерских хозяйств, международно-частного права и много другого, было принято беспрецедентное решение — мы приняли постановление о предоставлении Комитету возможности выносить по блокам поправки ко второму чтению. Стали рассматривать отдельно федеральные законы по общим положениям, исковой давности, сделкам, юридическим лицам и так далее. Девять блоков было принято за эти восемь лет, а десятый блок по НИОКР — в завершении 2020 года. Нельзя сказать, что не было законодательства на этот счет, но были противоречия, связанные с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами. Противоречия, связанные с критериями, кто все-таки автор, в каких случаях, если это делается за федеральные деньги. Этот вопрос теперь урегулирован. И отдельные нормы у нас появились по поводу НИОКР в сфере безопасности и обороны.
— Над чем предстоит работать дальше?
— Остается очень важный блок. Он называется «О вещных правах», он в себя включает также и право собственности. Кроме собственности, это вопросы, связанные со многими вещными правами. Допустим, право хозяйственного ведения, право оперативного управления или сервитуты — это возможность использования чужого имущества или своей вещи на чужой территории. Например, труба или какие-то коммуникации лежат на участке. Что делать? Часто бывает так, что граждане либо юридические лица не пускают туда. Говорят: «Мы ничего не знаем, это наша собственность». Ничего подобного. Мы говорим, что возможны случаи, когда необходим доступ к тем коммуникациям. Если этого не делать, мы знаем, с чем сталкиваются коммунальные службы и конкретные территории, а иногда и целые населенные пункты. Ограниченное использование чужой территории возможно. Важно только, чтобы в законе было определено: когда и в каких случаях. Есть вопросы, связанные с владением, которые не касаются права собственности. Например, когда правомерно владеет субъект, но не является собственником. Есть положения, которые, может, более близки обывателю — это единый комплекс недвижимости. У нас в большинстве случаев отдельно свидетельство о праве собственности на землю и отдельно запись о том, что стоит наверху. Почему так получилось? В советское время у граждан не было права собственности на землю, и при этом иметь можно было только один дом. Когда все это разрешили — в начале 90-х годов ограничения были сняты, соответственно, эти параллельные миры стали сходиться. Но надо закрепить, что это единый объект, такие нормы будут и в ГК, а впоследствии и в других законодательных актах. Всем интересна тема соседских прав о конкретизации пределов прав на недвижимость и возможности разрешения каких-то ситуаций. Известно, что права одного субъекта заканчиваются там, где возникают у другого. Но есть пограничные истории — их надо урегулировать. Поэтому если человек живет, а его сосед построил дом, который ему окна загораживает от солнца, то возникают претензии. Или из-за дыма, шума. Все это надо упорядочить, но это совсем не главная цель данного блока поправок. Главное — это системно урегулировать весь комплекс вещных прав. С правовым режимом жилых помещений в жилищном законодательстве неплохо урегулировано, помещения же в офисах часто регулируются по аналогии. Похожая ситуация с объектами общего пользования, если в многоквартирных домах тоже все более-менее урегулировано, то в офисах возникают вопросы. На дачах также — там инфраструктура, дороги, коммуникации, заборы и так далее. Возникает огромное количество споров и вопросов. Здесь нюансов очень много. Необходимо дать правовую возможность самим выбрать способ, как управлять объектами общего пользования в разных ситуациях. — Тут сразу вспоминается история со сносом в Москве целого ряда самовольных построек несколько лет назад. — Там было много историй, когда вообще ничего не было оформлено. Московские власти, насколько я помню, принимали решение о компенсации, даже не очень понятно за что. Были случаи, когда все было оформлено, были суды. Но в принципе, я считаю, что власти Москвы разрешили все прилично. Почему в регионах это не пошло — потому что такого массового строительства павильонов там не было.
- — В какой стадии сейчас работа над этим блоком?
- — Реально ли завершить работу над ним в предстоящую весеннюю сессию Госдумы?
- — Что даст гражданам привязка объекта недвижимости к земле?
- — Не придется ли после принятия законопроекта гражданам все перерегистрировать?
- — Говоря о соседских правах — поможет ли это решить такие частные споры, как дым от костра на участке или слив септика?
— Я думаю, что мы подошли вплотную [к готовности рассмотреть поправки во втором чтении]. Этот одиннадцатый блок, которым мы очень долго занимаемся, будем дальше смотреть. Хочется верить, что мы сдвинемся с этой точки. — Хотелось бы. — Мне кажется, психологически граждане давно к этому готовы. Когда мы говорим о доме, даче, обычно подразумеваем целый объект. Здесь же речь идет об удобстве с точки зрения документов, а для государства — с точки зрения администрирования. Бюрократически здесь все сократится и по логике должна сократиться и сумма налогообложения. Для граждан будет проще, понятней и надежней. — Нет. Предлагаются огромные переходные положения. Например, право застройки — тоже вещное право. Это когда у лица есть право на конкретном земельном участке что-то построить. Сейчас его отдают в аренду, объект строится, а потом оформляется земля. При этом часто бывает так, что срок закончился, а объект не готов или сменился глава муниципалитета, возникает неопределенность, при этом деньги и время потрачены. До революции и в НЭПовском законодательстве право застройки, которое во многих странах есть, существовало и не ограничивалось сроком, как в аренде. Более того, можно произвести отчуждение этого права. Возникает вопрос: введем право застройки, а что делать с арендой, с правами, сроками. Поэтому переходные положения необходимы. По сервитутам: думаю, здесь вряд ли нужны будут большие переходные положения, но останутся вопросы, которые надо будет решить. — Конечно, это нарушение соседских прав. Если сливают септик — это очевидно. Если жгут так, что дышать невозможно, то конечно тоже можно будет обратиться в суд, защитить свои права. — Увязана ли работа по модернизации ГК с разработкой новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)? — Нет, эта работа не увязана. У нас право делится на две части. Частное и публичное. Частное — когда равные субъекты. А публичное право — это когда есть власть. Вот КоАП, Уголовный кодекс — это в чистом виде кодексы, где не просто применяется власть, но и где государством налагается ответственность за правонарушения. Хочу сказать, что последний текст проекта КоАП в том виде, в котором он сейчас есть, сырой и не может быть принят. Авторы, конечно, колоссальную работу проделали. Пусть продолжают, все равно это надо делать. Действующий КоАП, конечно, раздробленный, находится в невероятном состоянии, мы постоянно в него вносим поправки, он концептуально невыдержанный, применять его очень сложно, не говоря уже о защите прав граждан. На втором месте по критике стоит Уголовный кодекс — там тоже все разлетелось в пух и прах. С точки зрения системности -— нужно сделать так, чтоб КоАП работал долго, кодексы должны работать в течение нескольких десятилетий. Конечно, ситуация меняется, что-то неизбежно приходится менять, но не до такой степени. Надо попытаться сделать нормы универсальными, чтобы они работали не под конкретный случай, но и на похожие отношения, которые возникают. Это как калейдоскоп — немного тронул — и все поменялось. КоАП связан с отраслевым законодательством, права и обязанности написаны там. Поэтому надо понимать отрасль, сделать так, чтобы это все сходилось.
— То есть работа над новым КоАП должна быть направлена на его системность, а не на повышение или понижение штрафов?
— Это вообще глупость — закладывать в концепцию повышение или понижение штрафов. Надо влиять на общественные отношения и понимать, чего мы хотим. Если мы хотим поступления денег в бюджет — давайте повышать. А если мы хотим, чтобы каких-то правонарушений стало меньше… Административная ответственность влияет в будущем на уголовную, поэтому если мы попытаемся превентивно воздействовать на нарушителей, то отлично. Административная преюдиция хоть и критикуется, но она, по большому счету, правильная. Зачем человека сразу тащить в уголовный процесс? — В этом году мы в очередной раз продлили и даже расширили дачную амнистию, на подходе — гаражная амнистия. Почему не сделать такой порядок оформления прав постоянным? — Законопроект о первой дачной амнистии мы вносили 14 лет назад. Если посмотреть всю динамику дачных амнистий — именно так и происходит. Многие нормы, которые себя зарекомендовали, стали нормами постоянными. И мы говорили, что это не амнистия, мы никого не прощаем, здесь нет виноватых. Нам надо привести в порядок наше хозяйство как в государстве, так и у граждан. Что касается бизнеса — он сам в этом заинтересован. Та недвижимость, которая бытовая, — она у граждан, граждане живут в ней, пользуются. Они не виноваты, что государство меняет правила. В прошлый раз амнистию даже попытались закрыть, хотя мы были против. Потом мы внесли законопроект, потом правительство. Наш, кстати, поддержали. Подготовили амнистию — пришла пандемия. Некоторые органы не работали, гражданам тоже не до этого было. Сейчас с правительством мы достаточно неплохо договорились, они все понимают, сами в этом заинтересованы. По гаражам: во многих городах это целая культура, люди там праздники устраивали, дни рождения отмечали, на пенсию провожали, почти жили там. И можно вспомнить замечательный фильм Эльдара Рязанова «Гараж». Фильм вообще о советской жизни, очередях, унижениях и, конечно же, о людских взаимоотношениях. Сейчас гаражей очень много. Есть недвижимость, объекты общего пользования, мойки, офисы, кафе. Есть огромная инфраструктура: электричество, вода, где-то отопление. Это надо все оформлять. Ракушки к этому, конечно, не относятся, это не недвижимость. В этом законопроекте, который мы внесли, есть норма, посвященная тому, что должен быть закон о гаражных объединениях, где в том числе судьбу гаражных проездов (дорог) необходимо решить, потому что люди за них платили, это должна быть доля в праве собственности.
— А ждать ли амнистии для осужденных в 2021 году?
— Я всегда за амнистию, но пока она не ожидается. Это относится к вопросу о том, зачем делать амнистию по одним и тем же статьям. Думаю это неправильно, правильнее было бы поменять уголовный закон. Здесь есть над чем подумать. В принципе, такая идея амнистии может быть. Мы сделали зачет сроков — это лучше амнистии, когда нахождение в СИЗО кратно зачисляется за период лишения свободы. Это оздоровило ситуацию со сроками лишения свободы. Она стала более справедливой.
— Совет Федерации отклонил закон, который ужесточает условия для возбуждения уголовных дел, связанных со сбытом наркотиков. Речь идет о поправках в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
По словам вашего коллеги Андрея Клишаса, «предлагаемый федеральным законом подход может повлечь за собой снижение эффективности противодействия наркоторговле». Когда говорят про этот закон — часто вспоминают арест журналиста Ивана Голунова.
Будет ли сформирована согласительная комиссия, чтобы все же документ был принят и вступил в силу?
— Мы уже обсудили это с [председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству] Андреем Александровичем [Клишасом], с МВД, и с коллегами из администрации президента, с правительством. У нас понимание есть. Надо подкорректировать редакцию. Будет согласительная комиссия. Думаю, в январе по итогам ее работы законопроект будет вынесен на рассмотрение Госдумы. На мой взгляд, претензии там технические.
— Намерены ли вы идти на выборы в Госдуму восьмого созыва?
— Собираюсь, да. Хотел бы продолжать законотворческую деятельность. Для меня важно завершить историю с вещными правами, такие работы по срокам сопоставимы с жизнью отдельного человека. Это такая деятельность, которая не быстро идет, но надо это все когда-то закончить. Есть и проблемы с процессуальным законодательством.
Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!
Павел Крашенинников: комплекс вещных прав должен быть системно урегулирован
- Глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников в интервью ТАСС рассказал, какие поправки, затрагивающие вопросы собственности, могут быть внесены в Гражданский кодекс РФ в 2021 году, планируется ли амнистия, каким, по его мнению, должен быть Кодекс об административных правонарушениях, а также сообщил о своих планах на предстоящие думские выборы.
- — В этом году Госдума вернулась к президентскому пакету поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ, который находится в Думе с апреля 2012 года.
- —Речь шла о модернизации, да.
— В частности, был урегулирован вопрос прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Будет ли продолжена работа над этим пакетом в 2021 году?
—Восемь лет назад был внесен этот президентский пакет, который затрагивал практически все главы и разделы Гражданского кодекса, от первых статей до последних.
В первом чтении мы приняли его сразу же в 2012 году, но с учетом того, что он касается юридических лиц, прав собственности, интеллектуальных прав, сделок, правого положения граждан, крестьянско-фермерских хозяйств, международно-частного права и много другого, было принято беспрецедентное решение — мы приняли постановление о предоставлении Комитету возможности выносить по блокам поправки ко второму чтению. Стали рассматривать отдельно федеральные законы по общим положениям, исковой давности, сделкам, юридическим лицам и так далее.
Девять блоков было принято за эти восемь лет, а десятый блок по НИОКР — в завершении 2020 года.
Нельзя сказать, что не было законодательства на этот счет, но были противоречия, связанные с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами.
Противоречия, связанные с критериями, кто все-таки автор, в каких случаях, если это делается за федеральные деньги. Этот вопрос теперь урегулирован. И отдельные нормы у нас появились по поводу НИОКР в сфере безопасности и обороны.
— Над чем предстоит работать дальше?
—Остается очень важный блок. Он называется «О вещных правах», он в себя включает также и право собственности. Кроме собственности, это вопросы, связанные со многими вещными правами.
Допустим, право хозяйственного ведения, право оперативного управления или сервитуты — это возможность использования чужого имущества или своей вещи на чужой территории. Например, труба или какие-то коммуникации лежат на участке.
Что делать? Часто бывает так, что граждане либо юридические лица не пускают туда. Говорят: «Мы ничего не знаем, это наша собственность». Ничего подобного. Мы говорим, что возможны случаи, когда необходим доступ к тем коммуникациям.
Если этого не делать, мы знаем, с чем сталкиваются коммунальные службы и конкретные территории, а иногда и целые населенные пункты. Ограниченное использование чужой территории возможно. Важно только, чтобы в законе было определено: когда и в каких случаях.
Есть вопросы, связанные с владением, которые не касаются права собственности. Например, когда правомерно владеет субъект, но не является собственником.
Есть положения, которые, может, более близки обывателю —это единый комплекс недвижимости. У нас в большинстве случаев отдельно свидетельство о праве собственности на землю и отдельно запись о том, что стоит наверху.
Почему так получилось? В советское время у граждан не было права собственности на землю, и при этом иметь можно было только один дом. Когда все это разрешили — в начале 90-х годов ограничения были сняты, соответственно, эти параллельные миры стали сходиться.
Но надо закрепить, что это единый объект, такие нормы будут и в ГК, а впоследствии и в других законодательных актах.
Всем интересна тема соседских прав о конкретизации пределов прав на недвижимость и возможности разрешения каких-то ситуаций. Известно, что права одного субъекта заканчиваются там, где возникают у другого. Но есть пограничные истории — их надо урегулировать.
Поэтому если человек живет, а его сосед построил дом, который ему окна загораживает от солнца, то возникают претензии. Или из-за дыма, шума. Все это надо упорядочить, но это совсем не главная цель данного блока поправок.
Главное — это системно урегулировать весь комплекс вещных прав.
С правовым режимом жилых помещений в жилищном законодательстве неплохо урегулировано, помещения же в офисах часто регулируются по аналогии.
Похожая ситуация с объектами общего пользования, если в многоквартирных домах тоже все более-менее урегулировано, то в офисах возникают вопросы.
На дачах также — там инфраструктура, дороги, коммуникации, заборы и так далее. Возникает огромное количество споров и вопросов.
Здесь нюансов очень много. Необходимо дать правовую возможность самим выбрать способ, как управлять объектами общего пользования в разных ситуациях.
— Тут сразу вспоминается история со сносом в Москве целого ряда самовольных построек несколько лет назад.
— Там было много историй, когда вообще ничего не было оформлено. Московские власти, насколько я помню, принимали решение о компенсации, даже не очень понятно за что. Были случаи, когда все было оформлено, были суды. Но в принципе, я считаю, что власти Москвы разрешили все прилично. Почему в регионах это не пошло — потому что такого массового строительства павильонов там не было.
— В какой стадии сейчас работа над этим блоком?
— Я думаю, что мы подошли вплотную [к готовности рассмотреть поправки во втором чтении]. Этот одиннадцатый блок, которым мы очень долго занимаемся, будем дальше смотреть. Хочется верить, что мы сдвинемся с этой точки.
- — Реально ли завершить работу над ним в предстоящую весеннюю сессию Госдумы?
- — Хотелось бы.
- — Что даст гражданам привязка объекта недвижимости к земле?
— Мне кажется, психологически граждане давно к этому готовы. Когда мы говорим о доме, даче, обычно подразумеваем целый объект. Здесь же речь идет об удобстве с точки зрения документов, а для государства — с точки зрения администрирования. Бюрократически здесь все сократится и по логике должна сократиться и сумма налогообложения. Для граждан будет проще, понятней и надежней.
— Не придется ли после принятия законопроекта гражданам все перерегистрировать?
— Нет. Предлагаются огромные переходные положения. Например, право застройки — тоже вещное право. Это когда у лица есть право на конкретном земельном участке что-то построить.
Сейчас его отдают в аренду, объект строится, а потом оформляется земля.
При этом часто бывает так, что срок закончился, а объект не готов или сменился глава муниципалитета, возникает неопределенность, при этом деньги и время потрачены.
До революции и в НЭПовском законодательстве право застройки, которое во многих странах есть, существовало и не ограничивалось сроком, как в аренде. Более того, можно произвести отчуждение этого права. Возникает вопрос: введем право застройки, а что делать с арендой, с правами, сроками. Поэтому переходные положения необходимы.
По сервитутам: думаю, здесь вряд ли нужны будут большие переходные положения, но останутся вопросы, которые надо будет решить.
— Говоря о соседских правах — поможет ли это решить такие частные споры, как дым от костра на участке или слив септика?
— Конечно, это нарушение соседских прав. Если сливают септик — это очевидно. Если жгут так, что дышать невозможно, то конечно тоже можно будет обратиться в суд, защитить свои права.
— Увязана ли работа по модернизации ГК с разработкой новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)?
— Нет, эта работа не увязана. У нас право делится на две части. Частное и публичное. Частное — когда равные субъекты. А публичное право — это когда есть власть. Вот КоАП, Уголовный кодекс — это в чистом виде кодексы, где не просто применяется власть, но и где государством налагается ответственность за правонарушения.
Хочу сказать, что последний текст проекта КоАП в том виде, в котором он сейчас есть, сырой и не может быть принят. Авторы, конечно, колоссальную работу проделали. Пусть продолжают, все равно это надо делать.
Действующий КоАП, конечно, раздробленный, находится в невероятном состоянии, мы постоянно в него вносим поправки, он концептуально невыдержанный, применять его очень сложно, не говоря уже о защите прав граждан.
На втором месте по критике стоит Уголовный кодекс — там тоже все разлетелось в пух и прах.
С точки зрения системности -— нужно сделать так, чтоб КоАП работал долго, кодексы должны работать в течение нескольких десятилетий. Конечно, ситуация меняется, что-то неизбежно приходится менять, но не до такой степени. Надо попытаться сделать нормы универсальными, чтобы они работали не под конкретный случай, но и на похожие отношения, которые возникают.
Это как калейдоскоп — немного тронул — и все поменялось. КоАП связан с отраслевым законодательством, права и обязанности написаны там. Поэтому надо понимать отрасль, сделать так, чтобы это все сходилось.
— То есть работа над новым КоАП должна быть направлена на его системность, а не на повышение или понижение штрафов?
— Это вообще глупость — закладывать в концепцию повышение или понижение штрафов. Надо влиять на общественные отношения и понимать, чего мы хотим. Если мы хотим поступления денег в бюджет — давайте повышать. А если мы хотим, чтобы каких-то правонарушений стало меньше…
Административная ответственность влияет в будущем на уголовную, поэтому если мы попытаемся превентивно воздействовать на нарушителей, то отлично. Административная преюдиция хоть и критикуется, но она, по большому счету, правильная. Зачем человека сразу тащить в уголовный процесс?
— В этом году мы в очередной раз продлили и даже расширили дачную амнистию, на подходе — гаражная амнистия. Почему не сделать такой порядок оформления прав постоянным?
— Законопроект о первой дачной амнистии мы вносили 14 лет назад. Если посмотреть всю динамику дачных амнистий — именно так и происходит. Многие нормы, которые себя зарекомендовали, стали нормами постоянными.
И мы говорили, что это не амнистия, мы никого не прощаем, здесь нет виноватых. Нам надо привести в порядок наше хозяйство как в государстве, так и у граждан. Что касается бизнеса — он сам в этом заинтересован. Та недвижимость, которая бытовая, — она у граждан, граждане живут в ней, пользуются. Они не виноваты, что государство меняет правила.
В прошлый раз амнистию даже попытались закрыть, хотя мы были против. Потом мы внесли законопроект, потом правительство. Наш, кстати, поддержали. Подготовили амнистию — пришла пандемия. Некоторые органы не работали, гражданам тоже не до этого было. Сейчас с правительством мы достаточно неплохо договорились, они все понимают, сами в этом заинтересованы.
По гаражам: во многих городах это целая культура, люди там праздники устраивали, дни рождения отмечали, на пенсию провожали, почти жили там. И можно вспомнить замечательный фильм Эльдара Рязанова «Гараж».
Фильм вообще о советской жизни, очередях, унижениях и, конечно же, о людских взаимоотношениях. Сейчас гаражей очень много. Есть недвижимость, объекты общего пользования, мойки, офисы, кафе. Есть огромная инфраструктура: электричество, вода, где-то отопление. Это надо все оформлять. Ракушки к этому, конечно, не относятся, это не недвижимость.
В этом законопроекте, который мы внесли, есть норма, посвященная тому, что должен быть закон о гаражных объединениях, где в том числе судьбу гаражных проездов (дорог) необходимо решить, потому что люди за них платили, это должна быть доля в праве собственности.
— А ждать ли амнистии для осужденных в 2021 году?
— Я всегда за амнистию, но пока она не ожидается. Это относится к вопросу о том, зачем делать амнистию по одним и тем же статьям. Думаю это неправильно, правильнее было бы поменять уголовный закон.
Здесь есть над чем подумать. В принципе, такая идея амнистии может быть. Мы сделали зачет сроков — это лучше амнистии, когда нахождение в СИЗО кратно зачисляется за период лишения свободы. Это оздоровило ситуацию со сроками лишения свободы. Она стала более справедливой.
— Совет Федерации отклонил закон, который ужесточает условия для возбуждения уголовных дел, связанных со сбытом наркотиков. Речь идет о поправках в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
По словам вашего коллеги Андрея Клишаса, «предлагаемый федеральным законом подход может повлечь за собой снижение эффективности противодействия наркоторговле». Когда говорят про этот закон — часто вспоминают арест журналиста Ивана Голунова.
Будет ли сформирована согласительная комиссия, чтобы все же документ был принят и вступил в силу?
— Мы уже обсудили это с [председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству] Андреем Александровичем [Клишасом], с МВД, и с коллегами из администрации президента, с правительством. У нас понимание есть. Надо подкорректировать редакцию. Будет согласительная комиссия.
Думаю, в январе по итогам ее работы законопроект будет вынесен на рассмотрение Госдумы. На мой взгляд, претензии там технические.
— Намерены ли вы идти на выборы в Госдуму восьмого созыва?
— Собираюсь, да. Хотел бы продолжать законотворческую деятельность. Для меня важно завершить историю с вещными правами, такие работы по срокам сопоставимы с жизнью отдельного человека. Это такая деятельность, которая не быстро идет, но надо это все когда-то закончить. Есть и проблемы с процессуальным законодательством.
Беседовал Анатолий Бочинин
Дом и земля станут единым объектом недвижимости
РИА НовостиРИА Новости
«В советское время вся земля находилась в государственной собственности, — пояснил «РГ» Павел Крашенинников. — Право частной собственности на дома появилось раньше права частной собственности на землю. В итоге исторически сложилось, что земля как объект — отдельно, а то, что находится на ней сверху, — отдельно. Получается два недвиж
Сейчас мы говорим о том, что нужно приходить к единству объекта: земля и то, что на ней, будут составлять один объект, с одним кадастровым номером».
Предложение вызывает споры. Например, некоторые критики опасаются, что резко вырастут налоги на квартиры. Ведь сегодня собственник фактически платит только за свои четыре стены.
А если к ним юридически прибавится еще и небольщой пятачок земли в основании многоквартирного дома, не придется ли человеку платить в несколько раз больше? Не возникнет ли путаницы при пересчете налогов и переофомлении объектов? Поэтому некоторые специалисты предлагают оставить, как есть, признавая впрочем, что и нынешняя система далека от идеала.
В свою очередь, Павел Крашенинников уверен, что, наоборот, налоги для граждан должны сократиться, а для оформления единого объекта потребуется меньше документов, чем сегодня, когда отдельно приходится заниматься оформлением дома, отдельно — земли.
Однако резких перемен не будет, поначалу предусматривается одновременное действие и старой — то есть раздельной — системы , и новой, когда дом и земля составляют одно целое.
Так что после принятия закона от граждан не потребуют куда-то идти и переформлять землю и свои дома.
«Во избежание очевидных проблем в сферах государственной регистрации и налогообложения, в переходных положениях законопроекта предусмотрена норма, по которой для зданий и сооружений на земельных участках сохраняется прежний порядок кадастрового учета и налогообложения, — рассказал Павел Крашенинников. — При этом будет указано, что они являются составной частью земельного участка. Так что массовой перерегистрации или перерасчета налоговых ставок не будет».
Подготовленный проект представляет собой одиннадцатый блок поправок в рамках модернизации гражданского законодательства. Еще в 2012 году главой государства был внесен в Госдуму большой проект поправок в ГК РФ: объем документа составлял более тысячи страниц.
Законопроект был принят Госдумой в первом чтении, но потом для удобства проработки был разбит на несколько частей, которые принимались отдельно.