Лесной участок это
Земли лесного фонда: состав и разрешенное использование
Лесной участок – земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.
Законодательство о лесном фонде
Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.
В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:
- с вырубкой – на которых остались пни;
- с молодым лесом;
- со сгоревшими и погибшими деревьями;
- с прогалинами и свободные от лесного массива;
- с рединами: обособленными деревьями.
В Лесной фонд попадают все леса, кроме лесов на участках оборонного назначения (используются вооруженными силами) и земель поселений.
Они обозначаются на картах спецзнаками.
Права на участки
Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.
Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.
При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- аренды;
- бесплатного пользования;
- концессии;
- пользования непродолжительного характера.
Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.
Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.
Ври у данных земель
Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:
- заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
- охотничье хозяйство;
- ведение с/х;
- научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
- рекреационная деятельность;
- выращивание лесных плантаций;
- выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
- геолого-исследовательские работы;
- строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
- религиозная деятельность.
Амнистия лесных участков
В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.
Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.
Что понимают законодатели под «спорными территориями»?
В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.
В чем суть Лесной амнистии?
Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.
Речь в законе идет об огромных площадях: только в Московской области в спорную территорию попадает свыше 185 га земель, отданных под дачную или частную застройку.
У лесной амнистии есть немало преимуществ.
Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда.
В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.
У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.
Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.
Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.
И те, и другие в результате использования внедренных правовых норм смогут стать полноправными собственниками участков из лесного фонда.
Строительство
На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:
- сторожки и иные строения подобного рода;
- туристические лагеря;
- физкультурные комплексы;
- оздоровительные санатории.
Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.
Перевод в земли населенных пунктов
Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.
Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.
Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.
Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:
- когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
- при изменении черты поселений;
- в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
- при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
- при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
- при потребности в землях в оборонных целях и пр.
Кто может заявить о переводе земель?
Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:
- ходатайство от заявителя;
- паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
- акт выбора ЗУ лесного фонда;
- решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
- акт натурного техобследования участка лесного фонда;
- расчет размера потерь лесного хозяйства;
- схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
- справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
- заключение экологической экспертизы;
- выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.
Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).
Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.
В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.
Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:
- Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
- Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
- Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
- По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.
Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.
В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/zemli-lesnogo-fonda.html
Лесные участки
Перейти к следующей статье
Что такое лесной участок установлено в одноименной Статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) от 04.12.2006 № 200-ФЗ.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями: 67 («Общие положения о проведении лесоустройства»), 69 («Проектирование лесных участков») и 92 («Государственный кадастровый учет лесных участков») ЛК РФ.
Лесной участок ─ это не только участок лесного фонда. Лесоустройство проводится как на его землях, так и на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) к землям лесного фонда наряду с лесными относятся нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. К лесным принадлежат земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, ─ вырубки, гари, редины, прогалины и др. К числу нелесных земель ─ просеки, дороги, болота и др.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяют на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Лесной участок можно рассматривать как земельный участок, на котором проводится лесоустройство. На земельных участках, где леса не произрастают, лесоустройство не проводится.
По отношению к лесным участкам предусмотрена деятельность по их проектированию, в процессе которой выполняется проект лесного участка, содержащий информацию о границах, площади, местоположении и иных качественных и количественных параметрах.
Лесные участки ─ это самостоятельные природные объекты, имеющие специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством. Кроме того, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулирует земельное законодательство.
Правовой режим земельных участков из состава земель лесного фонда и лесных участков из состава иных категорий земель не является тождественным, поскольку, например, по-разному происходит их налогообложение земельным налогом.
Что такое лес
Следует отметить, что, несмотря на свою кажущуюся очевидность, понятие «лес» не является таким однозначным. Наряду с его научным толкованием необходимо четко сформулировать юридическое. А даже научное толкование служит поводом для дискуссий.
Если рассматривать лес как совокупность лесной растительности, возникает вопрос количественных параметров, позволяющих определить, когда эта совокупность может называться лесом, а когда до этого названия «не дотягивает».
Разграничить лесную и нелесную растительность, например, участок с лесными деревьями и участок с «не лесными» кустарниками или редко стоящими деревьями, кроны которых не смыкаются, ─ не так-то просто.
В лесном законодательстве понятие леса определено как через экологическую систему, так и природный ресурс.
Некоторые специалисты считают, что разделение понятия «лес» на две части ─ землю и древесную растительность приводит к тому, что лесные отношения подменяются земельными.
С другой стороны, если лес отделить от земли, на которой он растет, лес перестанет быть лесом, превратившись в древесину.
Лесные участки в зеркале статистики
Как известно, в соответствии с ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Это:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) земли лесного фонда занимают 1 121 928 га (65,6% всех земельных ресурсов). Т. е. существенно больше, чем земли всех остальных категорий вместе взятые. А их доля в составе земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, еще выше ─ 71,1%.
Помимо этого, в составе земель населенных пунктов 13,7% приходится на покрытые лесом земельные участки ─ лесные площади (10,4%) и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд (3,3%). В составе земель особо охраняемых территорий и объектов лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают свыше 40%.
Земли, покрытые лесом, составляют значительную часть (почти 1/6) земель сельскохозяйственного назначения.
Что касается земель лесного фонда, то их распределение по угодьям выглядит следующим образом:
- лесные площади ─ 72,6%;
- лесные насаждения, не входящие в лесной фонд ─ 0,01%;
- участки, находящиеся под водой ─ 1,7%;
- земли застройки ─ 0,01%;
- участки под дорогами ─ 0,1%;
- болота ─ 9,9%;
- нарушенные земли ─ 0,02%;
- прочие земли ─ 15,3%;
- сельскохозяйственные угодья ─ 0,4%;
- участки в стадии мелиоративного строительства ─ 0,00004%.
Пользование лесными участками
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
К числу видов использования лесов относятся: заготовка древесины; заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов (пищевых, лекарственных); ведение охотничьего и сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; рекреационная деятельность. На лесных участках могут выполняться работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительству и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений (морских и речных портов, морских терминалов, речных причалов); строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Очевидно, что всякий, использующий лесные участки, будь то произрастающая на них растительность или земля, должен обладать правом пользования лесными участками.
Права на лесные участки
Право пользования участками лесного фонда может быть различным.
Согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» ЛК РФ, право собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда принадлежит государству.
Федеральная собственность на леса призвана служить гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан РФ на благоприятную окружающую среду.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ЗК РФ).
Постоянно поднимается вопрос установления частной собственности на леса. Этот вопрос актуален не только для тех, кто построил дом на лесном участке, он имеет значительный общественный резонанс.
Обсуждая его, нельзя не принимать во внимание естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта. Прежде всего, очень длительные сроки лесовосстановления.
Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, принесет прибыль лишь спустя многие десятилетия, поэтому для собственника, заинтересованного в получении прибыли, выгодной будет исключительно рубка леса, а не лесное хозяйство.
Статья 9 ЛК РФ предусматривает постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, аренду лесного участка, безвозмездное срочное пользование лесным участком, а также ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут).
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются, если иное не предусмотрено ЛК РФ, по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Самовольное занятие лесного участка преследуется по закону. В соответствии со Статьей 7.9.
«Самовольное занятие лесных участков» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наказание. На граждан накладывается административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей. На должностных лиц ─ от одной тысячи до двух тысяч рублей. На юридических лиц ─ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предоставление лесных участков
Лесные участки в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам передаются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а гражданам ─ в аренду и безвозмездное пользование.
После 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения установленных лесохозяйственными регламентами видов и параметров использования лесов.
После 1 января 2015 года не допускается предоставление в пользование лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Лица, которым предоставлены лесные участки, за некоторыми исключениями не вправе препятствовать доступу граждан на эти участки. В т. ч. для сбора пищевых и не древесных лесных ресурсов. Огораживание лесных участков допускается только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.
Гражданам и юридическим лицам, осуществляющим заготовку и сбор не древесных лесных ресурсов на предоставленных им лесных участках разрешается возводить навесы, сушилки, грибоварни, склады и иные временные постройки.
На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства или сельского хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
Отдельного внимания заслуживает аренда лесных участков.
Аренда лесного участка
Оформление лесных участков в аренду в отличие от других оснований использования лесов, как правило, имеет целью осуществление предпринимательской деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Если иное не установлено ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Арендаторы лесных участков получают участок для одной или нескольких целей, предусмотренных Статьей 26 ЛК РФ.
Объектом аренды могут быть лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. В случаях использование лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, срок аренды лесного участка составляет от двадцати до сорока девяти лет.
Срок договора аренды лесного участка, используемого для выполнения работ по геологическому изучению недр или для разработки месторождений полезных ископаемых; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается равным до сорока девяти лет. Также на срок до сорока девяти лет без указания нижнего предела возможна аренда лесного участка для заготовки древесины.
Аренда участков лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, портов, терминалов, причалов, а также для переработки древесины и других лесных ресурсов возможна на срок от одного года до сорока девяти лет.
Арендная плата за лесные участки устанавливается в соответствии со Статьей 73 «Арендная плата» ЛК РФ.
Аукционы по аренде лесных участков
Продажа права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений происходит на аукционах.
Предоставление лесных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов за исключением участков, предназначенных для ведения охотничьего хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, линейных объектов и еще некоторых установленных законодательством случаев.
Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права ─ органы государственной власти или местного самоуправления, либо действующая на основании договора с ними специализированная организация.
Купить лесной участок
Правовой формой оборота лесных участков являются гражданско-правовые сделки (купля-продажа, мена, дарение, аренда), которые могут быть реализованы путем заключения договоров, если иное не предусмотрено нормами действующего законодательства. Лесной земельный участок является предметом гражданского оборота в той степени, в какой оборот лесных участков допускается нормативными актами о земле и других природных ресурсах.
Порядок заключения и форма сделок с лесными участками определяется общими нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных земельным и лесным законодательством (например, фактически исключена продажа лесных участков, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с требованиями Статьи 93 «Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними» ЛК РФ, право собственности и иные вещные права на лесные участки, равно как возникновение, переход, прекращение, ограничение этих прав подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Огромное значение, которое имеют лесные участки в России, обусловлено не только огромной долей, которую они занимают в составе земельных ресурсов, но и их ролью в обеспечении благополучной экологической ситуации и качества жизни людей.
17 марта 2015 г.
Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Источник: http://zakadom.ru/lesnye_uchastki
Лесной участок: понятие и специфика определения
Понятие лесного участка определяет статья 7 Лесного Кодекса РФ (ЛК РФ). Она гласит, что лесным участком может являться земельный участок, границы которого определяется в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ.
Законодательство относит термин лесной участок к проведению на нем лесоустройства по статье 67 ЛК РФ, что характеризует специфику лесных участков в сравнении с земельными участками.
Статья 67 также содержит общую основу проведения лесоустройства, определяя, что лесоустройство может осуществляться на землях лесного фонда, включая земли безопасности и обороны, особо охраняемой природной территорий, населенного пункта с условием, что там располагается лес.
По этой причине лесной участок признается таковым лишь на рассмотренных категориях земель.
Замечание 1
Наука содержит позицию, что категория «лесной участок» в полной мере отождествляет понятие «земельный участок». Тем не менее, земельные участки — это индивидуализированная часть земли в качестве природного объекта, то есть конкретные земельные участки. Эти понятия не в полной мере тождественны, так как для лесного участка характерны свои особенности.
Особенности лесных участков
Формально лесной участок — это участок земли, но здесь важна специфика лесного участка.
Земельный участок становится лесным участком по причине наличия определенной совокупности древесной и кустарниковой растительности, которая на нем растет.
Лесные участки обладают особенными свойствами только благодаря специальным особенностям древесной и кустарниковой растительности. Именно наличие леса позволяет выделять лесные участки в составе земли лесного фонда.
Замечание 2
Можно сказать, что категория «лесной участок» напрямую связана с природными свойствами леса. По этой причине важно признание существования особенностей у лесных участков в сравнении с земельными участками.
Часть 2 статья 7 ЗК РФ обозначает земельный участок в качестве объекта земельных отношений. Он состоит из части поверхности земли (включая слой почвы), границы которой в установленном порядке описаны и удостоверены. Другое определение понятия «земельный участок» содержала статья 1 утратившего силу ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре».
Она включала в его состав поверхность земли (поверхностный слой почвы), границы которой прошли описание и удостоверение в установленном порядке с помощью уполномоченного государственного органа.
Также в его состав включалось все то, что находится под и над поверхностью земли, если другое не предусматривали федеральные законы о недрах, законы об использовании воздушного пространства и прочие ФЗ.
Замечание 3
По этому определению в состав земельных участков входили и растущие на нем леса, так как они произрастают над их поверхностью.
Для того чтобы земельные участки могли выступать в качестве полноценных объектов отношений в области права, законодательством был установлен ряд существенных требований.
Так, участки земли должны быть индивидуально определены (индивидуализированы), в результате чего каждый из них получает соответствующие характеристики, позволяющие однозначно выделять определенный участок из числа других, проводя его качественную и экономическую оценку.
Замечание 4
Индивидуализация используется и для того, чтобы отграничить конкретный земельный участок от других.
Для информации по земельным участкам характерны следующие данные:
- кадастровый номер;
- адрес или местоположение;
- занимаемая площадь;
- категория земли и разрешение на использование земельных участков;
- описание границ участка, его отдельных частей;
- зарегистрированные в устанавливаемом порядке вещные права и ограничения (обременение);
- экономическая составляющая, включая сумму платы за землю;
- качественная составляющая, включая плодородие и состояние земель для отдельных категорий;
- наличие объектов недвижимости, которые прочно связаны с участком земли.
Индивидуализация земельных участков происходит за счет его характеристик, представленных местоположением, площадью и границами.
Статья 12 ФЗ 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок идентифицируется в Едином государственном реестре прав в соответствии со своим кадастровым номером. Он присваивается по Фз 221 «О государственном кадастре недвижимости», органами кадастрового учета. Фактический адрес участка — это его местоположение.
Отличие земельного и лесного участка
Для лесного участка, в сравнении с земельным, характерны особенности. Законодательно категория лесного участка связана с проведением лесоустройства, которое не проводят на тех участках земли, где не растет лес.
Лесоустройство заключается в проектировании лесничества и лесопарков, участков леса, закреплении на местности местоположений леснических границ и др. (пункт 1, 3, 4 часть 1 статья 68 ЛК РФ). В этой ситуации местоположение границ закрепляется на местности посредством лесоустроительного, лесохозяйственного знака и (или) указывается на карте леса (часть 3 статья 68 ЛК РФ).
Еще одно отличие лесных участков от земельных состоит в том, что на первых ведется работа по их проектированию, в результате чего подготавливается проектная документация о границе, площади, местоположении и прочих количественных и качественных характеристиках лесного участка.
В процессе проектирования обычного земельного участка в состав документации не включают сведения о качественных и количественных показателях леса.
Показатели местоположения, площади и границ лесных участков могут быть определены в соответствии с границами и площадью лесного квартала и (или) лесотаксационного выдела.
Замечание 4
Специфика определения лесного участка в сравнении с земельным участком признается Верховным Судом РФ, который устанавливает, что их «правовую природу нельзя считать тождественной.
Лесной участок является самостоятельным природным объектом, который обладает специальным правовым режимом, определенным лесным законодательством, по причине жизненно важного многофункционального значения лесов и их роли для общества в целом». Помимо этого, законодательство о лесе основано на других базовых принципах, в отличие от земельного законодательства (статья 1 ЗК РФ, статья 1 ЛК РФ).
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/lesnoe-pravo-rossii/ponjatie-lesnogo-uchastka/
Земли лесного фонда
Больше половины территории Российской Федерации, а именно 59%, занимают леса. Это и обуславливает значение лесного фонда для страны. Общая площадь лесных угодий составляет 839 миллионов гектар. Правовой режим территорий лесного фонда практически полностью зависит от правового режима лесов, расположенных на данной территории.
В соответствии с третьей статьей Земельного кодекса РФ в процессах по охране вод и лесов применяют лесное и водное законодательство, соответственно. В земельных отношениях данный вид законодательства может применяться только в тех ситуациях, когда вопрос не урегулирован ни одним другим правовым актом.
Лесной кодекс РФ – это базовый акт лесного законодательства. Основанный на конституционных нормах, он устанавливает и регулирует правовые нормы охраны, рационального использования, воспроизводства и защиты лесов, стимулирования экологического и ресурсного потенциала.
Исходя из статьи 129 Гражданского кодекса РФ, природные ресурсы можно передавать от одного владельца к другому любым способом из предусмотренных в законодательстве или даже отчуждаться.
Объектами лесного пользования является лесной фонд – право пользоваться им, а также леса, не входящие в него, участки, древесно-кустарниковая растительность.
То есть, это все леса, кроме тех, что расположены на территории военных баз или на землях населенных пунктов, а также земли фонда без древесной растительности. Земли лесного фонда состоят как из лесных, так и не лесных территорий.
Понятие лесного фонда и его типы
Лесные земли – это такие территории, которые покрыты лесной растительностью или же не покрыты ею, но предназначенные для восстановления лесного хозяйства – гари, вырубки, пустыри. Нелесные земли – территории, отведенные под нужды лесного хозяйства – просеки, сельские угодья, дороги – а также другие земли лесного фонда: неудобья, болота.
Согласно законодательству, выделяют леса первой, второй и третьей категории. На таких участках лесопользования могут быть выделены особые земли – берего- и почвозащитные участки вблизи водоемов, оврагов, склонов, опушек лесов и на границах с безлесными территориями, где обитают редкие и находящиеся под угрозой вымирания животные или растения.
Первую группу лесов составляют территории, главное назначение которых – выполнение защитных функций. В такую группу включены:
- Береговые линии рек, водохранилищ, озер, запретные зоны нерестилищ ценных промысловых сортов рыб, государственно защищенные лесные полосы, противоэрозионные лесные массивы, ленточные боры.
- Лесные полосы вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог областного, республиканского и федерального значения, леса, находящиеся в пустынях, полупустынях, степях, лесостепях; лесные массивы на малолесных территория, если они защищают окружающую среду.
- Памятники природы, земли государственных природных заповедников, природных и национальных парков.
- Леса 1 и 2 зон санитарной охраны курортов и источников водоснабжения.
- Наиболее ценные леса, лесоплодовые насаждения.
Во вторую группу включены леса, расположенные в регионах с высокой плотностью населения, с развитой сетью транспортных путей, а также леса, выполняющие защитные и оздоровительные функции, имеющие определенное эксплуатационное значение; леса в регионах, где испытывается нехватка ресурсов.
Третью группу лесов составляют лесные массивы многолесных регионов, имеющие эксплуатационное значение. Такие леса делят на резервные и освоенные.
Границы лесного фонда, согласно Лесному кодексу, определяются по отграничению иных земель от территории лесного фонда. Участки территорий лесного фонда должны быть выделены специальными опознавательными знаками или быть указанными в картографических материалах – лесных картах. Изъятие или включение земель в лесной фонд происходит только согласно действующему законодательству.
Кому принадлежат леса и что с ними можно делать?
Все земли лесного фонда находятся в собственности государства. Только на основании закона федерального уровня допускается передача некоторых территорий в пользование субъектов России. Каждый гражданин имеет право находиться на землях лесного фонда, охотиться (если это не нарушает закона), собирать грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения для собственных нужд.
Земли лесного фонда могут быть переданы физическим или юридическим лицам на следующих правах пользования:
- Аренды;
- Безвозмездного пользования;
- Концессии;
- Недлительного пользования.
Арендаторы должны всецело соблюдать условия договора, проводить лесовосстановительные мероприятия и соблюдать санитарно-гигиенические требования, им запрещается оставлять недорубы и заготовленную древесину на месте рубок после истечения срока вывозки
На арендованной территории лесного фонда разрешено заниматься следующим видом лесопользования:
- Заготовка коры, бересты, живицы;
- Заготовка древесины;
- Вырубка новогодних елок;
- Пастьба скота;
- Сенокошение;
- Размещение пасек и ульев;
- Сбор опавших листьев и камыша;
- Организация культурно-оздоровительных, спортивных и туристических мероприятий;
- Проведение научно-исследовательских работ.
Обязанности леспользователей
Лесопользователи имеют право получать достоверную информацию об участках, которые передаются ему в аренду, осуществлять полный перечень разрешенных действий, установленный в договоре, возводить на территории лесного фонда сооружения и строения, которые указаны в документах и напрямую связаны с лесопользованием.
Учитывая тот факт, что лес – это земли, совокупность растительности и других компонентов окружающей среды, основные требования по использованию лесного фонда полностью совпадают с правилами лесопользования:
- Лесопользователь обязан обеспечивать непрерывное, многоцелевое и рациональное использование лесных продуктов для покрытия потребностей местной экономики и населения в древесине и других ресурсах.
- Обязан сохранять и усилять средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и защитные функции лесов с целью охраны здоровья населения, улучшения фона окружающей среды, развития местной экономики.
- Обеспечивать соблюдение надлежащего лесопользования на основе технической политики, применения передовых технологий.
- Улучшать породный состав и качество лесного покрова, повышать его продуктивность, охранять и защищать лес.
- Рационально использовать богатство лесного фонда.
- Сохранять биологическое многообразие, объекты историко-культурного наследия.
Возможные изменения статуса лесных территорий
Перевод территории из одной группы в другую осуществляется на основании материалов специальных обследований и лесоустройства. Проводится данная экспертиза по представлению федерального органа управления.
В настоящие время вопрос о переводе лесных территорий в группу нелесные доя использования, не связанного с лесным хозяйством, стоит наиболее остро. Каждый год больше десятка тысяч гектаров леса используется для строительства коммуникаций, дач, градостроительства – в особенности в Ленинградской и Московской областях.
Если перевод лесного хозяйства переводится в интересах граждан или юридического лица, должны быть взята плана, основанная на кадастровой оценке переводимого или изымаемого участка лесного массива. Данная плата направляется в лесное хозяйство для возмещения убытков. 28,07,1999 в Московской области был принят специальный закон «О плате за перевод лесных участков…».
На основании разрешения лесхоза на лесных участках возможно проведение строительных работ, прокладка коммуникаций, добыча полезных ископаемых и выполнение других работ, не переводя земли в другую группу.
В таком разрешении должны быть указаны название работы, сроки, условия выполнения, требования к охране окружающей среды. Если для выполнения работ необходимо вырубать лес, лесхоз должен выписать лесорубочный билет.
Строительство недвижимости и других не относящихся к недвижимости сооружений на этих участках возможно только при положительном заключении федеральной экологической экспертизы.
Территория, на которой будет осуществляться строительство недвижимости, не может быть больше 10% общей площади лесного массива, предоставленного доя туристических, спортивных или культурно-оздоровительных целей.
Обратите внимание на статьи: право собственности на земли лесного фонда и право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).
Согласно Федеральному закону 21,11,2003 «Об изменениях и дополнениях в Лесной кодекс РФ» переход земель лесного фонда в другую категорию осуществляется только в случае невозможного их дальнейшего использования по назначению из-за утраты лесами полезных природных свойств, а также при необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, нужд энергетики, сельского хозяйства, размещения объектов здравоохранения, культурного, социально-бытового, жилищно-коммунального назначения и в других установленных законодательством случаях.
Новым правовым институтом, закрепленным в законодательстве Российской Федерации, предоставляет гражданам широкий спектр полномочий в области земельных отношений, является древесно-кустарниковая растительность. Такой тип растительности не входит в состав лесного фонда, однако является объектом лесных отношений. Древесно-кустарниковую растительность можно встретить на:
- Землях транспортных путей (на отводах железнодорожных магистралей, автомобильных дорог);
- Землях сельскохозяйственного назначения, а также землях, предназначенных доя личного подсобного хозяйства и садоводства;
- Территории населенных пунктов, а также на землях дачных и жилых участках.
- Землях водного фонда.
- Землях иных категорий.
Основное последствие исключения древесно-кустарниковой растительности из состава лесного фонда сказывается на правовом режиме владения, распоряжения и пользования древесно-кустарниковой растительности.
Если оборот лесного фонда – купля-продажа, залог или другие сделки, ведущие к отчуждению лесного фонда – не допускают, то древесно-кустарниковая растительность можно передавать другому лицу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-lesnogo-fonda/zemli-lesnogo-fonda.htm