Оборот земельных участков это
Содержание
- 1 Оборот земельных участков это
- 2 Земельные участки, ограниченные в обороте: что это значит, как их ограничивают и почему?
- 3 Понятие оборота земельных участков
- 3.1 Купля-продажа земельных участков
- 3.2 Настольная книга нотариуса
- 3.3 Особенности рыночного оборота земли
- 3.4 Понятие, виды и формы оборота земельных участков
- 3.5 Правовое регулирование оборота земельных участков
- 3.6 Особенности оборота земель
- 3.7 Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
- 3.8 Статья 27
- 4 Оборот земельных участков
Оборот земельных участков это
Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Информация об изменениях: Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Понятие оборота земельных участков
Одним из условий повышения эффективности ее использования является создание продуманного, гибкого и надежного оборота земельных участков, позволяющего обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.
При этом вовлечение участков в оборот выполняет не только функцию перераспределения с учетом реальных возможностей владельцев (в пользу тех, кто хочет и может успешно использовать землю)
Земельными участками
· приобретательная давность (данный юридический факт не может служить основанием для возникновения прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности); Субъективные права лиц, осуществляющих владение либо пользование земельными участками, согласно ст. 26 ЗК РФ, удостоверяются документами установленных образцов в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Эти общие правила оборота определены гражданским законодательством (ст. 129 ГК РФ). Перечень земельных, изъятых из оборота, определен в ЗК РФ (п. 4 ст. 27). Изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Ими признаны, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках.
— права граждан (в том числе и на землю) могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Земельные угодья -земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам.
Оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения
Изменение целевого назначения возможно в порядке установленном ФЗ «О переводе земель и ЗУ из одной категории в другую»); 2) Установление максимального размера общей площади с/х угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования и могут находится в собственности одного гражданина или одного ЮЛ (Обязанность установить максимальный размер возлагается на субъекты федерации, но при этом максимальная площадь не может быть менее 10% с/х угодий конкретного муниципального образования).
Гражданский оборот земельных участков
Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в ЗК РФ (п. 4 ст. 27).
Изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Ими признаны участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: Для принятия земельного на основании наследования никаких дополнительных разрешений, кроме предоставления права на наследования, не требуется.
25 ЗК РФ об основаниях возникновения этих прав. По существу она носит отсылочный характер, указывая, что права на земельные участки, предусмотренные гл.
3 и 4 ЗК РФ возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Отсутствие в ЗК РФ оснований возникновения прав на землю негативно отражается негативно на работе правоприменительных органов.
Это объясняется тем, что не все перечисленные в ст.
Справочник строителя, Правовые аспекты
ГСК РФ в ст. 58 предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ней лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности.
Прежде чем остановиться на новых положениях Закона об ипотеке, нужно рассмотреть общие понятия, особенности самой ипотеки, позволяющие понять особенности данной разновидности залога. Ипотека может быть установлена в.
Строительство объекта недвижимости осуществляется в соответствии с договором строительного подряда. Его положения регулируются нормами ст.
740 ГК РФ. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в.
Для строительства объектов недвижимости необходимо выполнение огромного количества работ с использованием различного рода материалов.
Источник: http://myeconomist.ru/oborot-zemelnyh-uchastkov-ehto-19287/
Тюменская городская дума решение от 27
Собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, в аренду, обменивать, а также передавать участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. д) земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для государственной безопасности, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти и предусмотренных их решениями.
Сделки с земельными участками
Сделки — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Особенности оборота земельных участков находят отражение в содержании соответствующих сделок с землей. Общие положения гражданско-правового института сделок с имуществом применяются в земельном обороте. Земельное законодательство предусматривает особенности совершения, например, сделок купли-продажи земельных участков, обусловленные необходимостью обеспечения публичных интересов.
Источник: http://juridicheskii.ru/oborot-zemelnyh-uchastkov-ehto-38415/
Земельные участки, ограниченные в обороте: что это значит, как их ограничивают и почему?
Лесной массив в водоохранной зоне
Земельные участки, ограниченные в обороте – это те паи, владение которыми ограничено для населения, по объективным, с точки зрения России (ее управляющих и законодательных органов).
Регулируется данный вопрос Земельным Кодексом.
Чтобы выяснить, каким правилам или предписаниям подчиняется земельное хозяйство страны, следует заглянуть в документ, где собраны все подобные законы – в Земельный Кодекс.
Способы ограничения оборота земли
Статья двадцать седьмая говорит о двух способах препятствий их обороту (оборотоспособности): изъятие и собственно ограничение. Далее приводится перечень тех наделов, которые попадают под это определение:
- Особо тщательно защищаемые природные территории, а именно земли, которые находятся в пределах и границах этих территорий, что не были указаны в четвертом пункте той же двадцать седьмой статьи. Лес (участок, занятый им).
- Земли, лежащие в пределах объектов водных ресурсов, что содержатся в местном или государственном фонде.
- Территории, что находятся в границах особенно важных культурных объектов, входящие в культурно-историческое наследственное богатство людей (археолого-исторические заказники и подобные формирования и те, что внесены в перечни мирового человеческого наследия).
- Та земля, что не упомянута в п. 4-ом статьи двадцать семь, но представлена для оборонительных потребностей страны, а также для ее безопасности, дел таможни, военных, нужд и та, что находится внутри рубежей неограниченных в доступе админ. образований (имеются в виду именно территории).
- Места и местности, представленные правительством для налаживания связи, инфраструктуры космических исследований и полетов, находящиеся и занятые для нужд гидротехнических сооружений.
- Земли, занятые под производством ядовитых и наркотических веществ.
- Территории, которые загрязнены ядами, ядохимикатами, веществом, проявляющим радиоактивность либо веществом, которое подверглось радиоактивному загрязнению, биоактивному гниению и биологическому загрязнению. Последняя категория относится именно к понятию деградации земель. Это их обеднение с точки зрения содержания нужных для веществ, организмов (микроорганизмов), соединений и так далее.
- Те земли, что отведены под нужды муниципалитете или государства.
- Участки, которые находятся в 1-ой, а также во 2-ой санитарных зонах водных охраняемых территорий, то есть используемых для питья. Они охраняются для препятствия загрязнения самой нужной жидкости в мире и, как следствия, отравления жителей.
- Земля, предназначенная для связи, в том числе для связи с помощью транспорта. Также к этой подкатегории относят порты моря и реки, либо иного водоема, аэродромы и их вокзалы, сооружение для навигации и аэропорты, сооружения для судоходства, международные транспортные терминалы.
Из всего вышесказанного выходит, что земельные участки ограниченные в обороте – это участки, используемые не для общественных нужд. Они могут стать таковыми, если выполняются такие условия: участок находится в муниципалитете или госсобственности и его значение (целевое использование) определено законом (государством).
Принцип разделения земель
По статье седьмой из Земельного Кодекса принципы разделения земли основываются прежде всего на их назначении или, как говорят, целевом назначении. По способам использования той или другой территории, она может быть отнесена к одной из специальных категорий.
Назначение земель
Следуя вышесказанному, правовой режим определяют для каждой земли (участка), руководствуясь принадлежностью к одному из видов допустимого или неразрешенного использования.
Назначение по целям использования может быть таким:
- Для с/х.
- Земли города, села и так далее.
- Территория, где стоят заводы и другие промышленные предприятия.
- Земли, которые находятся под организациями энергетической сферы.
- Территория транспорта и транспортных организаций.
- Земля для вещания (радио– и теле-).
- Территория для предприятий, занятых в космической сфере.
- Земля для обороны и обеспечения безопасной жизни людей.
- Территории другого спец.назначения.
- Лес.
- Земли, специально охраняемые государством.
- Водные ресурсы.
- Земля, относящаяся к запасу.
К сожалению, столь четкое подразделение территорий по разным категориям земель из-за несовершенства законодательной базы и противоречия между собой норм, на практике не всегда работает. Увидеть картину в общем можно на простом примере.
Допустим, одному государственному предприятию дали в распоряжение два типа земель: сельскохозяйственные и земли населенных пунктов. Далее события развивались следующим образом.
Указанная государственная организация была внесена в Свод, содержащий информацию об особо важных и ценных объектах страны, относящихся к культурно-историческому наследию страны. Теперь возникает следующий вопрос: нужно ли ограничивать в обороте эти участки?
Здесь есть два противоположных варианта ответа и все они следуют из Земельного Кодекса:
- Первый – да, нужно, так как пункты четвертый и пятый двадцать седьмой статьи говорит о том, что территории, занятые (находящиеся) под объектами, описанными выше, относят к тем, что в обороте ограничены.
- Второй – нет, не нужно, так как, согласно девяносто девятому разделу, земля “наследия” относится к исторической категории территорий (или культурной). Далее, такие территории относятся по статье девяносто четвертой к отдельной категории и вместе с этим они автоматически являются ограниченными для оборота.
Вот тут и кроется противоречие: как земли, изначально позиционируемые, например, как сельскохозяйственные, могут быть отнесены к совершенно иной категории? Благо, что именно такой случай с переопределением категории, к которой относятся те или иные территории, может быть урегулирован пунктом десятым статьи восемьдесят пятой.
Там говорится о том, что в пределах населенных пунктов могут наступать изменения в категории земель и они могут переходить в иные категории, если они имеют особое природоохранное значение, а также научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное либо иное, особо ценное значение.
Получается, что в данном конкретном примере вопрос решается обращением к этой статье и изменением на законных, легитимных основаниях статуса земель. А значит, эти населенные земли можно ограничивать в обороте.
Единственное, что останется не решенным – это вопрос с сельскохозяйственными землями, которые также были отведены государственному предприятию.
Для решения данного вопроса нужно следовать общей логике земельного законодательства. Что представляет собой представленная категория территорий?
Сельскохозяйственные земли – это сельскохозяйственные угодья, включающие хозяйственные дороги, лесные насаждения, призванные защищать от антропогенных и иных вредных факторов, коммуникации, водные объекты, а также помещения и другие объекты, использующиеся для хранения, первичной обработки производимой сельскохозяйственной продукции.
К таким угодьям относятся сенокосы, пашни, залежи, пастбища, земли с дорогами, коммуникациями и лесными насаждениями, если они являются неотъемлемой частью процесса производства сектора сельского хозяйства. На первый взгляд такие территории не могут иметь культурное, историческое значение, кроме случая обнаружения древней цивилизации в недрах.
Значит, следуя логике земельных законов, такие земли не ограничиваются в обороте. Следуя принципу целевого назначения, также эти территории не должны менять своего статуса.
Еще один пример несоответствия правовых свобод и обязанностей (относящихся к земле) друг другу. Если в городе расположен объект, который имеет прямое отношение к оборонной промышленности, к какому виду земель его нужно отнести?
С первого взгляда – это промышленная земля, а со второго – территория, занятая под пункт постоянного проживания людей. Опять нестыковка – ведь пределы последнего не должны перетекать, соединятся либо обоюдно переплетаться с границами населенных земель, объединенных общим названием и официально зарегистрированных, как населенные пункты, отведенные в пользование населению России или юр.лицам.
Еще одним принципом разделения территорий по категориям является обязательное ограничение в обороте тех участков, которые заняты обороной государства, ее обеспечением, а также участки, отведенные для таможенных нужд. Перечень тех объектов, которые попадают под такое описание характеристик, обновляется периодически для внесения корректив.
Чем определяются ограничение оборота участков
Земли сельхозназначения
Земельные участки ограниченные в обороте определяются их оборотоспособностью.
Что это за юридическое понятие?
Источник: http://VyborPrava.com/zemlja/zemelnye-uchastki-ogranichennye-v-oborote.html
Понятие оборота земельных участков
Действующий Земельный кодекс РФ не содержит специального раздела об обороте или сделках с участками. При этом ϶ᴛᴏ не означает, что земельное законодательство не регулирует ϶ᴛᴏт круг отношений.
В ЗК РФ содержится ряд норм, устанавливающих общие начала оборота земельных участков: устанавливаются определенные требования к оборо-тоспособности и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно обороту земель, установлены критерии изъятия из оборота и ограничения в обороте земельных участков.
ция юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Купля-продажа земельных участков
Состояние экономики нашего государства находится в прямой зависимости от того, насколько рационально используются национальные природные ресурсы, в том числе и земля.
Одним из условий повышения эффективности ее использования является создание продуманного, гибкого и надежного оборота земельных участков, позволяющего обеспечить перераспределение их под контролем государства как в хозяйственных, так и в иных целях.
При этом вовлечение участков в оборот выполняет не только функцию перераспределения с учетом реальных возможностей владельцев (в пользу тех, кто хочет и может успешно использовать землю), но еще и функцию обеспечения исполнения обязательств (например, путем залога при кредите), функцию хозяйственного маневрирования ресурсами (например, при передаче части свободных земель в аренду, доверительное управление), функцию инструмента управления ресурсами соответствующего административно-территориального образования (города, сельского района и т.
Настольная книга нотариуса
В соответствии со ст. 77 ЗК землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
— земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных и иных явлений;
Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.
Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества.
Особенности рыночного оборота земли
Статья посвящена актуальным вопросам по определению особенностей рыночного оборо — та земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе. В ней уточняется понятие оборота земель, и определяются основные виды рыночных сделок.
В статье особое внимание уде — ляется применению государственного механизма, необходимого для запуска оборота земли сель — скохозяйственного назначения. Проводится анализ структуры земель Российской Федерации, а также сведения о земельных долях.
«Оборот участков» как понятие базируется на положениях, которые говорят об оборотоспособности прав граждан при оформлении тех или иных земельных. Данные положения сформулированы в ГК РФ и представленные там в качестве вещей, способных служить объектом сделок, относящихся к гражданско-правовым, результатом которых может предстать переход прав на имущество от одного лица к другому.
Понятие, виды и формы оборота земельных участков
Понятие «оборот участков» базируется на общих положениях об обороноспособности гражданских прав, сформулированных в Гражданском кодексе РФ, как способности вещей служить объектом гражданско-правовых сделок, в результате которых возможен переход прав на вещи от одного лица к другому.
Сделки с участками. сделки с квартирами, любые сделки с недвижимостью подлежат государственной регистрации прав на объект недвижимости.
Правовое регулирование оборота земельных участков
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ — раздел Право, ПРАВО Действующий Кодекс Рф Не Содержит Специального Раздела Об Обороте И.
Действующий Земельный кодекс РФ не содержит специального раздела об обороте или сделках с участками. Однако это не означает, что земельное законодательство не регулирует этот круг отношений.
Источник: http://jursait.ru/ponyatie-oborota-zemelnyh-uchastkov-70702/
Особенности оборота земель
Но для них разрешены сделки с иными вещными правами.
Земли, изъятые из оборота К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности : государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земли с ограниченным оборотом Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не находящиеся в федеральной собственности; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
N 327-ФЗ в пункт 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения 5.1.
Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
По этому критерию земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подразделяются на земельные участки: 1) подлежащие приватизации, т.е.
передаче собственником в собственность граждан и юридических лиц; 2) приватизация которых запрещена; 3) приватизация которых ограничена или осуществляется в особом порядке.
В законодательстве содержится понятие «ограниченный оборот» как принадлежность объекта лишь определенным участникам или нахождение в обороте по специальному разрешению публичных властей и «запрещенный оборот» на основе специальных правил, запрещающих совершение отдельных гражданско-правовых сделок, в том числе купли-продажи, с определенными видами имущества, которое сохраняется в государственной или муниципальной собственности и не подлежит приватизации. Изъятие вещи из гражданского оборота означает, что эта вещь не может быть свободно приобретаема гражданами и юридическими лицами, она не продается и не покупается.
Статья 27
Источник: http://munh.ru/oborot-zemelnyh-uchastkov-ehto-96699/
Оборот земельных участков
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельный участок » Оборот земельных участков
Статья рассказывает о правовом регулировании оборота земельных участков в России
Особенности оборота земельных участков заключаются в специфике процесса передачи прав на землю как имущественного и хозяйственного объекта посредством установленных гражданско-правовым и земельных законодательством правил.
Правовое регулирование оборота земельных участков как объектов недвижимости в России начинается с закрепления прав на общинное, вотчинное, и помещичье владение. До 1917 г. отношения по землеустройству и землепользованию устанавливались Гражданским уложением Свода законов Российской Империи.
Принятие 26 октября 1917 г. «Декрета о земле» стало основой национализации земельных участков как объектов пользования. Имущественные сделки с угодьями запрещались и преследовались по закону. Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов закрепили землю как исключительно государственную собственность. Был установлен запрет оборота участков и природных ресурсов.
Исключение составляли приусадебные участки, отнесенные к личной собственности граждан, но их нельзя было купить или подарить. Только взять с разрешения государства в аренду для хозяйственных нужд.
Гражданско-правовой режим земельных участков
Право частной собственности на землю было закреплено в ст. 9 Конституции России, принятой в декабре 1993 года и позже конкретизировалось в положениях ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), принятой в 1994 году.
Управленческая основа оборота земли как объекта недвижимости была сформирована после утверждения в 2001 году Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). Новое законодательство установило порядок регулирования земельных отношений, определило перечень их участников (ст. 6), выделило основу правового статуса земель — разных по категории и целевому назначению.
Согласно нормам Земельного кодекса, вовлечение земли в гражданский оборот осуществляется исходя из определения понятия «недвижимость». Согласно ГК РФ – ст.
130, недвижимость – это объект, который невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению. Земля как имущественный объект обладает оборотоспособностью (ст. 129 ГК РФ).
По общему правилу, она может свободно переходить от одного субъекта к другому.
К участкам, в отношении которых возможны лишь некоторые сделки, относятся: особо охраняемые территории, курортные зоны, сельскохозяйственные угодья, земли связи. Для таких участков возможна аренда или иное право: бессрочное, бесплатное срочное пользование.
Возникновение прав на земельные участки
Согласно ст. 25 ЗК РФ, основания возникновения прав на землю устанавливаются гражданским законодательством. Перечень оснований для приобретения земельного участка содержится в ст. 8 ГК РФ. Получить землю в собственность или владение можно, если заключены соответствующие сделки. Ими могут быть, в частности:
- Договор купли-продажи;
- Договор мены или дарения;
- Договор ренты или пожизненного содержания с иждивением;
- Договор аренды.
Предметом сделки будет земельный участок или право на него – субаренда, частный или публичный сервитут.
Основания передачи государственных или муниципальных земель устанавливаются в ЗК РФ. Возможно решение государственного органа или муниципалитета о предоставлении земли бесплатно в собственность или бессрочное пользование.
Право на землю может быть установлено судебным решением. Так, суд признает право государственной или муниципальной собственности на бесхозный участок (на основании ст. 225 ГК, ст. 53 ЗК РФ).
Осуществление прав на земельные участки
Права на участки, изъятые из оборота, осуществляются исключительно государством и его уполномоченными органами. Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и организации осуществляют права на землю свободно и на свое усмотрение, с учетом ограничений, установленных законодательством – для сохранения и защиты природных ресурсов и иных целей.
Вещные права на земельные участки (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) устанавливаются на основании сделки, решения государственного (муниципального) органа или суда.
Так, ограниченное правомочие по использованию чужого (соседнего) земельного участка может быть установлено соглашением между собственниками или решением суда о частном или публичном сервитуте.
К обязательственным правам на землю относится аренда, право бесплатного срочного пользования. Например, собственник участка передает на время землю другому хозяйствующему субъекту или гражданину для целевого использования – постройки дома (ИЖС), занятия сельским хозяйством и другой коммерческой деятельностью. Такие отношения устанавливаются на основании сделки.
Защита прав владельцем участка возможна способами, указанными в ст. 12 ГК РФ. Восстановление собственности или другого правомочия на землю осуществляется в судебном порядке. Возможны требования по компенсации имущественного и морального вреда, возмещение убытков (при порче земли и загрязнении природных объектов), взыскание неустойки.
Прекращение прав на земельные участки
Права на земельный участок прекращаются при исполнении условий сделки, если она заключается на определенный срок и контрагенты не договорились о продлении договора.
Возможно расторжение сделки по соглашению сторон или в судебном порядке, когда сторона соглашения не исполняет установленные обязательства или выполняет их не полностью, причиняя контрагенту существенный вред.
Право на землю также прекращается в связи со смертью гражданина или при ликвидации юридического лица.
Участок может быть изъят для нужд государства. Это допустимо в случаях, обозначенных в законе (ст. 49 ЗК РФ). Изъятие участка осуществляется по соглашению с собственником, с выплатой ему равноценной денежной компенсации. Земля может быть безвозмездно изъята в виде наказания за совершение преступления. Основания конфискации устанавливаются ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.
Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-uchastok/oborot-zemelnyh-uchastkov.html