Самовольно занятую землю можно будет частично оформить в собственность
Содержание
- 1 С 16 сентября можно узаконить самовольно занятую землю
- 2 а аОббаИбаНаАаМ баАаЗбаЕбаИаЛаИ аОбаОбаМаЛббб аВ баОаБббаВаЕаНаНаОббб баАаМаОаВаОаЛбаНаО аЗаАаНбббб аЗаЕаМаЛб | 02.09.19
- 3 Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года
- 3.1 Законодательные изменения (2019)
- 3.2 Комплексные кадастровые работы (ККР)
- 3.3 Порядок оформления самовольных «прирезок» земли
- 3.4 Установление границ земельных участков
- 3.5 Новый порядок согласования общих границ ЗУ
- 3.6 Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
- 3.7 Исправление реестровой ошибки
- 3.8 Итоги
- 3.9 Полезно знать
- 4 Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
Если человек более 15 лет назад самовольно занял участок и пользуется им без претензий со стороны соседей, то он сможет оформить часть земли в собственность при проведении комплексных кадастровых работ.
«Прихваченные» сотки теперь разрешат оформить в собственность. Если, конечно, не против сосед. seedviva / istock
Такое право у россиян появится с 16 сентября, когда вступят в силу поправки в законы о кадастровой деятельности и о госрегистрации недвижимости.
Зачастую дачники или жители поселка пользуются не только той землей, которую когда-то купили или получили в пользование, но и соседским «ничейным участком».
Как уточнил «РГ» директор Федеральной кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов, поправки позволяют узаконить именно используемые на протяжении многих лет сотки, но при соблюдении определенных условий.
Кадастровая палата разъяснила, кого коснется новая «дачная амнистия»
Обязательно нужно использовать «прихваченные» сотки более 15 лет, не иметь споров с соседями, а также претензий со стороны органов власти. Если муниципалитет заказывает проведение комплексных кадастровых работ и кадастровые инженеры выявляют самовольно занятые участки, то они эти сведения отражают в своих отчетах. Решение же о корректировке границ принимает Росреестр.
При этом все самовольно занятые сотки оформить в собственность не удастся. По закону площадь «прирезаемой» территории должна быть не больше предельного минимального размера земельного участка, установленного администрацией региона. Или, если предел не установлен, не более 10 процентов от площади основного — законно приобретенного участка.
Появляется также возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом разработка и утверждение такого проекта не требуется.
Таким образом, исключая необходимость трат из бюджета на подготовку проекта межевания, поправки в законодательство облегчают проведение комплексных кадастровых работ.
Они проводятся по заказу органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) или местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах) за счет бюджета.
Росреестр: Как получить сведения о кадастровой стоимости недвижимости
Также определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для земельных участков, занятых объектами (территориями) общего пользования, расположенных в границах садоводческих, огороднических и лесных участков. Интересно, что теперь кадастрового инженера можно будет оформить в штат, но только если компании необходимо провести кадастровые работы для собственных нужд.
С 16 сентября можно узаконить самовольно занятую землю
Если человек более 15 лет назад самовольно занял участок и пользуется им без претензий со стороны соседей, он сможет оформить часть земли в собственность.
Если человек более 15 лет назад самовольно занял участок и пользуется им без претензий со стороны соседей, то он сможет оформить часть земли в собственность при проведении комплексных кадастровых работ.
Такое право у россиян появится с 16 сентября 2019 года, когда вступят в силу поправки в законы о кадастровой деятельности и о госрегистрации недвижимости.
Зачастую дачники или жители поселка пользуются не только той землей, которую когда-то купили или получили в пользование, но и соседским «ничейным участком».
Поправки позволяют узаконить именно используемые на протяжении многих лет сотки, но при соблюдении определенных условий.
Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий Кадастровой палаты по Тульской области Андрей Деревянко:
Андрей Деревянко
– Обязательно нужно использовать «прихваченные» сотки более 15 лет, не иметь споров с соседями, а также претензий со стороны органов власти. Если муниципалитет заказывает проведение комплексных кадастровых работ и кадастровые инженеры выявляют самовольно занятые участки, то они эти сведения отражают в своих отчетах. Решение же о корректировке границ принимает Росреестр.
При этом все самовольно занятые сотки оформить в собственность не удастся. По закону площадь «прирезаемой» территории должна быть не больше предельного минимального размера земельного участка, установленного администрацией региона. Или, если предел не установлен, не более 10 процентов от площади основного — законно приобретенного участка.
Появляется также возможность проведения комплексных кадастровых работ без утвержденного проекта межевания территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом разработка и утверждение такого проекта не требуется.
Таким образом, исключая необходимость трат из бюджета на подготовку проекта межевания, поправки в законодательство облегчают проведение комплексных кадастровых работ.
Они проводятся по заказу органов государственной власти или местного самоуправления за счет бюджета.
Также определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для земельных участков, занятых объектами (территориями) общего пользования, расположенных в границах садоводческих, огороднических и лесных участков.
а аОббаИбаНаАаМ баАаЗбаЕбаИаЛаИ аОбаОбаМаЛббб аВ баОаБббаВаЕаНаНаОббб баАаМаОаВаОаЛбаНаО аЗаАаНбббб аЗаЕаМаЛб | 02.09.19
а аОббаИбаНаЕ баМаОаГбƒб‚ б‡аАбб‚аИб‡аНаО аОб„аОб€аМаИб‚бŒ аВ баОаБбб‚аВаЕаНаНаОбб‚бŒ баАаМаОаВаОаЛбŒаНаО аЗаАаНбб‚бƒбŽ аЗаЕаМаЛбŽ.
аб‚аО аПб€аАаВаО аПаОбаВаИб‚бб бƒ аГб€аАаЖаДаАаН б 16 баЕаНб‚баБб€б 2019 аГаОаДаА аПаОбаЛаЕ аВбб‚бƒаПаЛаЕаНаИб аВ баИаЛбƒ аПаОаПб€аАаВаОаК аВ аЗаАаКаОаНб‹ аО аКаАаДаАбб‚б€аОаВаОаЙ аДаЕбб‚аЕаЛбŒаНаОбб‚аИ аИ аО аГаОбб€аЕаГаИбб‚б€аАб†аИаИ аНаЕаДаВаИаЖаИаМаОбб‚аИ.
аŸаОаПб€аАаВаКаИ аПаОаЗаВаОаЛббŽб‚ бƒаЗаАаКаОаНаИб‚бŒ аПаОаЛбŒаЗаОаВаАаНаИаЕ баОбаЕаДбаКаИаМ «аНаИб‡аЕаЙаНб‹аМ бƒб‡аАбб‚аКаОаМ» аПб€аИ баОаБаЛбŽаДаЕаНаИаИ аОаПб€аЕаДаЕаЛаЕаНаНб‹б… бƒбаЛаОаВаИаЙ, баОаОаБб‰аИаЛ «а аОббаИаЙбаКаОаЙ а“аАаЗаЕб‚аЕ» аДаИб€аЕаКб‚аОб€ аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаЙ аКаАаДаАбб‚б€аОаВаОаЙ аПаАаЛаАб‚б‹ а аОбб€аЕаЕбб‚б€аА аŸаАб€аВаИаЗ аЂбƒб…б‚аАббƒаНаОаВ. аЂаАаК, аНбƒаЖаНаО аИбаПаОаЛбŒаЗаОаВаАб‚бŒ «аПб€аИб…аВаАб‡аЕаНаНб‹аЕ» баОб‚аКаИ аБаОаЛаЕаЕ 15 аЛаЕб‚, аНаЕ аИаМаЕб‚бŒ баПаОб€аОаВ б баОбаЕаДбаМаИ, аА б‚аАаКаЖаЕ аПб€аЕб‚аЕаНаЗаИаЙ баО бб‚аОб€аОаНб‹ аОб€аГаАаНаОаВ аВаЛаАбб‚аИ.
аŸб€аИ бб‚аОаМ аВбаЕ баАаМаОаВаОаЛбŒаНаО аЗаАаНбб‚б‹аЕ баОб‚аКаИ аОб„аОб€аМаИб‚бŒ аВ баОаБбб‚аВаЕаНаНаОбб‚бŒ аНаЕ бƒаДаАбб‚бб — аПаО аЗаАаКаОаНбƒ аПаЛаОб‰аАаДбŒ «аПб€аИб€аЕаЗаАаЕаМаОаЙ» б‚аЕб€б€аИб‚аОб€аИаИ аДаОаЛаЖаНаА аБб‹б‚бŒ аНаЕ аБаОаЛбŒбˆаЕ аПб€аЕаДаЕаЛбŒаНаОаГаО аМаИаНаИаМаАаЛбŒаНаОаГаО б€аАаЗаМаЕб€аА аЗаЕаМаЕаЛбŒаНаОаГаО бƒб‡аАбб‚аКаА, бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаНаОаГаО аАаДаМаИаНаИбб‚б€аАб†аИаЕаЙ б€аЕаГаИаОаНаА. а˜аЛаИ, аЕбаЛаИ аПб€аЕаДаЕаЛ аНаЕ бƒбб‚аАаНаОаВаЛаЕаН, аНаЕ аБаОаЛаЕаЕ 10% аОб‚ аПаЛаОб‰аАаДаИ аОбаНаОаВаНаОаГаО, аПб€аИаОаБб€аЕб‚аЕаНаНаОаГаО бƒб‡аАбб‚аКаА.
аšб€аОаМаЕ б‚аОаГаО, аПаОбаВаЛбаЕб‚бб аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚бŒ аПб€аОаВаЕаДаЕаНаИб аКаОаМаПаЛаЕаКбаНб‹б… аКаАаДаАбб‚б€аОаВб‹б… б€аАаБаОб‚ аБаЕаЗ бƒб‚аВаЕб€аЖаДаЕаНаНаОаГаО аПб€аОаЕаКб‚аА аМаЕаЖаЕаВаАаНаИб б‚аЕб€б€аИб‚аОб€аИаИ, аЕбаЛаИ аВ баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВаИаИ б а“б€аАаДаОбб‚б€аОаИб‚аЕаЛбŒаНб‹аМ аКаОаДаЕаКбаОаМ б€аАаЗб€аАаБаОб‚аКаА аИ бƒб‚аВаЕб€аЖаДаЕаНаИаЕ б‚аАаКаОаГаО аПб€аОаЕаКб‚аА аНаЕ б‚б€аЕаБбƒаЕб‚бб. аЂаАаКаИаМ аОаБб€аАаЗаОаМ, аИбаКаЛбŽб‡аАб аНаЕаОаБб…аОаДаИаМаОбб‚бŒ б‚б€аАб‚ аИаЗ аБбŽаДаЖаЕб‚аА аНаА аПаОаДаГаОб‚аОаВаКбƒ аПб€аОаЕаКб‚аА аМаЕаЖаЕаВаАаНаИб, аПаОаПб€аАаВаКаИ аВ аЗаАаКаОаНаОаДаАб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО аОаБаЛаЕаГб‡аАбŽб‚ аПб€аОаВаЕаДаЕаНаИаЕ аКаОаМаПаЛаЕаКбаНб‹б… аКаАаДаАбб‚б€аОаВб‹б… б€аАаБаОб‚, аКаОб‚аОб€б‹аЕ аПб€аОаВаОаДбб‚бб аПаО аЗаАаКаАаЗбƒ аОб€аГаАаНаОаВ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаЙ аВаЛаАбб‚аИ (аВ аœаОбаКаВаЕ, аЁаАаНаКб‚-аŸаЕб‚аЕб€аБбƒб€аГаЕ, аЁаЕаВаАбб‚аОаПаОаЛаЕ) аИаЛаИ аМаЕбб‚аНаОаГаО баАаМаОбƒаПб€аАаВаЛаЕаНаИб (аВ аДб€бƒаГаИб… б€аЕаГаИаОаНаАб… бб‚б€аАаНб‹, аМбƒаНаИб†аИаПаАаЛбŒаНб‹б… б€аАаЙаОаНаАб…, аГаОб€аОаДбаКаИб… аОаКб€бƒаГаАб…) аЗаА бб‡аЕб‚ аБбŽаДаЖаЕб‚аА.
аŸаОаПб€аАаВаКаАаМаИ б‚аАаКаЖаЕ аОаПб€аЕаДаЕаЛббŽб‚бб аОбаОаБаЕаНаНаОбб‚аИ аПб€аОаВаЕаДаЕаНаИб аКаОаМаПаЛаЕаКбаНб‹б… аКаАаДаАбб‚б€аОаВб‹б… б€аАаБаОб‚ аДаЛб аЗаЕаМаЕаЛбŒаНб‹б… бƒб‡аАбб‚аКаОаВ, аЗаАаНбб‚б‹б… аОаБбŠаЕаКб‚аАаМаИ (б‚аЕб€б€аИб‚аОб€аИбаМаИ) аОаБб‰аЕаГаО аПаОаЛбŒаЗаОаВаАаНаИб, б€аАбаПаОаЛаОаЖаЕаНаНб‹б… аВ аГб€аАаНаИб†аАб… баАаДаОаВаОаДб‡аЕбаКаИб…, аОаГаОб€аОаДаНаИб‡аЕбаКаИб… аИ аЛаЕбаНб‹б… бƒб‡аАбб‚аКаОаВ.
Порядок оформления самовольно занятых земель – с 16 сентября 2019 года
- договора купли-продажи или аренды
- свидетельства о наследовании
- постановления суда
- решения органа власти о предоставлении земли
- иных правоподтверждающих документов
становится фактом самовольного владения земельным участком (ЗУ).
Правонарушения с признаками самовольного пользования землёй:
- эксплуатация по истечении срока действия документов:
-
- например, договора аренды
-
- оборот по нецелевому назначению:
- на участке ведётся иная деятельность, чем та, что установлена при его регистрации
- произвольное изменение границ ЗУ для увеличения его площади:
- ведение на участке неузаконенного предпринимательства
За самовольное занятие земли законодательством предусмотрены меры наказания владельцев. Их суть изложена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Некоторые правонарушения могут повлечь изъятие участков и даже уголовную ответственность.
Законодательные изменения (2019)
16 сентября 2019 года вступили в силу изменения в Федеральных законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости», выполненных на основании закона №150-ФЗ от 17.06.2019.
Они упростили проблемы:
- с самовольным захватом земель и их оформлением
- с согласованием границ ЗУ
- с выявлением и исправлением допущенных кадастровых ошибок при регистрации объектов недвижимости в ЕГРН
Законодательно отлажено решение следующих вопросов:
- регулирование процесса согласования общих границ земельных участков
- оформление незаконных излишков земли с корректировкой границ существующих наделов:
- при установленных законом условиях и порядку
- исправление реестровых ошибок в описании границ земельного участка
Возможные конфликтные моменты, возникающие в перечисленных ситуациях, с удобными способами их разрешения устраняются по итогам комплексных кадастровых работ (ККР). Они проводятся на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов и охватывают все земельные участки в их границах.
Комплексные кадастровые работы (ККР)
Исполнители комплексных кадастровых работ – кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:
- органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
- органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)
В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.
В извещение включаются следующие сведения:
- номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
- данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
- данные заказчика ККР
- данные исполнителя ККР
- права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР
ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.
Обязательность ПМТ установлена для следующих земель:
- ЗУ, занятых территориями и объектами общего пользования в границах садоводческих, огороднических товариществ
- ЗУ под объектами (территориями) общего пользования:
- площадями
- улицами
- проездами
- набережными
- скверами
- бульварами
- водными объектами общего пользования
- т.д.
- ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома
- ЗУ, подлежащих образованию в счет долей в праве общей собственности на земельные участки с/х назначения
- ЗУ, занятых:
- зданиями
- сооружениями (за исключением линейных объектов)
ККР для лесных участков выполняются при наличии проектной документации, подготовленной в соответствии с лесным законодательством.
Цели комплексных кадастровых работ:
- уточнение границ ЗУ, зданий, сооружений, незавершённого строительства
- обеспечение справедливого налогообложения
- выявление и устранение случаев:
- пересечения границ
- ошибок в реестре
К задачам ККР относится и выявление незаконной недвижимости:
- земельные участки:
- при отсутствием сведений о них в ЕГРН
- при владении их лицами, не имеющими на то правоподтверждающих документов
- здания, сооружения, незавершённое строительство:
- при отсутствии сведений о них в ЕГРН
- при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов у лиц, эксплуатирующих строения или занимающихся их строительством
Отчёты по ККР в виде карты-плана территории со сведениями о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, необходимые для внесения в ЕРГН, направляются:
- заказчику комплексных кадастровых работ
- в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, занимающийся государственным земельным надзором
Порядок оформления самовольных «прирезок» земли
Не стоит надеяться на увеличение площади имеющегося в собственности земельного надела «до бесконечности» за счёт самовольно занятых соток и оформление их в собственность.
Узаконить захваченные участки можно при одновременном выполнении следующих условий:
- излишком земли «захватчик» пользуется не менее 15 лет (пункт 1 статьи 234 ГК РФ):
- право собственности на имущество возникает по закону в силу приобретательской давности
- при условии, что пользование участком как своим собственным выполнялось добросовестно, открыто и непрерывно
- органы власти не предъявляют претензии к «захватчику» и с владельцами смежных участков у него нет споров по границам участков
- площадь «прирезаемой» территории не должна превышать предельную минимальную площадь земельного участка, установленную в муниципалитете:
- если минимальный норматив площади ЗУ не установлен, то оформить право собственности можно только на часть земельного излишка, составляющую не более 10% площади основного участка, находящегося в законной собственности
- площадь основного участка не должна быть меньше той его площади, что зарегистрирована в сведениях ЕГРН, более чем на 10%
Владелец участка вправе оформить в собственность излишек земли в самостоятельном порядке. Для этого ему необходимо за свои средства выполнить межевание занимаемой им территории и передать в Росреестр полученные материалы для государственной регистрации новых границ участка.
Бесплатный официальный способ регистрации излишков земли – ожидание итогов комплексных кадастровых работ. Он исключает траты на межевание. Оформление увеличенного участка выполнит Росреестр по заявлению органа власти, получившего результаты ККР.
Установление границ земельных участков
При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.
В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:
- на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
- более чем на 10%:
- для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)
Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:
- установить расположение границ ЗУ и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
- подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР
Информация об образуемых земельных участков содержит:
- кадастровые номера исходных участков
- сведения о способе образования
- данные:
- о расположение границ
- о площади
- о ВРИ участков
Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10%, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:
- внести сведения об участке в карту-план территории
- получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории
Новый порядок согласования общих границ ЗУ
Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.
Порядок согласования границ стал удобным:
- для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
- кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
- с каждым владельцем смежного участка
- на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания
Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание – это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.
В случае несогласия с границами ЗУ смежники в течение 15 дней после получения извещения направляют свои возражения кадастровому инженеру. Он фиксирует их в акте согласования и включает акт в материалы межевого плана.
Если возражения обоснованные, то орган регистрации прав приостановит оформление границ.
Разрешение споров далее будет вестись в суде, а кадастровый инженер, проводивший межевание, может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.
Владельцам участков нужно внести в государственный реестр недвижимости достоверные контактные сведения (почтовый или электронный адрес), отправив заявление через любой офис МФЦ.
Эта несложная предострожность – залог получения вовремя уведомления об общем собрании, личного присутствия при замерах спорных границ, чем можно предотвратить ошибки при их установлении и сложные судебные разбирательства.
Права землепользователей и обязанности исполнителя ККР
Правообладатели недвижимости, находящейся на территории комплексных кадастровых работ, не вправе препятствовать их выполнению и обязаны обеспечить в установленное графиком время доступ к объектам исполнителю комплексных кадастровых работ.
Они могут предоставить кадастровому инженеру, непосредственно выполняющего кадастровые работы, имеющиеся по объектам документы и потребовать документы, подтверждающие полномочия исполнителя работ:
- заверенную копию государственного или муниципального контракта, по которому ведутся ККР
- справку с места работы кадастрового инженера о том, что он сотрудник юридического лица, с которым заключен государственный или муниципальный контракт
- документ о внесения сведений о кадастровом инженере как об индивидуальном предпринимателе или копию такого документа
- документ, удостоверяющий личность кадастрового инженера
Исправление реестровой ошибки
Реестровая ошибка – искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в ЕГРН. Она может быть в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории, акте обследования.
Причины реестровых ошибок
1. Ошибки кадастрового инженера:
- при межевании земельного участка
- при определении площади здания
из-за чего:
2. Неточности и искажения в документах и уведомлениях, направленных в орган кадастрового учёта в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Ранее исправление реестровых ошибок было проблематичным и длительным. Новый закон упростил эту процедуру и в 2 раза уменьшил время, отведённое на исправление недочётов.
Для исправления реестровой ошибки орган регистрации прав наделён новыми полномочиями по выезду на местность для определения:
- фактических координат земельных участков
- контуров зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства
Полученные данные вносятся в ЕГРН без согласия правообладателя:
- исправление проводится в случае, когда оно не вызовет прекращение, возникновение или переход зарегистрированного права на объект недвижимости
- срок исправления ошибки составляет 3 месяца
- собственник недвижимости вправе продлить срок исправления на 3 месяца:
- после исправления реестровой ошибки орган регистрации прав обязан сообщить правообладателю о выполненных изменениях по его объекту
- правообладатель вправе оспорить в суде решение по исправлению ошибки, если он не согласен с тем, как она была исправлена
Итоги
К законодательным нововведениям нельзя относиться как к простому способу быстрого увеличения площади земельных участов. Они коснутся только части из них.
Заслуга федерального закона №150-ФЗ в том, что установленный им упрощённый порядок выполнения комплексных кадастровых работ благотворно скажется на положении собственников земельных участков.
Полезно знать
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- Упрощённая схема технологического присоединения для садоводов, дачников, юрлиц, ИП – 2021 – читать здесь
- О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
- «Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности – читать здесь
- Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
- Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
- Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
- О порядке включения участков в границы населённых пунктов – читайте здесь
- Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
- С нормами строительства на садовых участках можно ознакомиться здесь
- Земельный налог для физических лиц с 2020 года – здесь
- Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
- Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) – здесь
Заявка на юридическую консультацию →
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Если происходит использование участка лицом, не имеющим для этого правовых оснований, то такие действия трактуются законодательством, как самовольный захват земли.
Собственник поддерживается государством и может заявить о сложившейся ситуации в соответствующие органы, которыми и будет определена ответственность за самовольный захват земли.
Действия, направленные на использование участка в собственных целях, не имея на это разрешительной документации, принято считать самозахватом.
Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Это определение распространяется на присвоенные земли общего пользования, которые находятся в частной собственности, а также числящиеся чьим-то имуществом, в том числе государственным.
Нарушение земельного законодательства наступает в тех случаях, когда у физического или юридического лица отсутствует договор купли-продажи или аренды, разрешительные акты от муниципальных властей, а также другие сопутствующие документы, подтверждающие законность присвоения земли.
Если участок самовольно занят, на нем производится любая деятельность, включая строительство, сельскохозяйственную деятельность, то это не является основанием для его присвоения.
Кроме этого, законный владелец имеет полно право потребовать следующие:
Освободить занимаемый участок, причем, если на нем есть строения или проводилась сельскохозяйственная деятельность, то все это по первому требованию может быть ликвидировано. При спорных вопросах очистка территории проходит на основании судебных постановлений.
Потребовать признание незаконности сделок, если с участком были проведены различные манипуляции, например, сдача в аренду, продажа.
При совершении действий, приносящих прибыль или выгоду, уже присоединяется ответственность за незаконное обогащение, собственник может потребовать компенсацию.
Даже при отсутствии владельца земли, выступающего в качестве физического или юридического лица, она не является бесхозной. Территория относится к владениям государственного фонда или муниципальных органов, самовольно ее использовать никто не имеет права.
Какая ответственность предусматривается при захвате земли
При любом незаконном присвоение земли, например, пренебрежение границами участка соседом, использование территории двора для установки гаража, разработка заброшенной земли для сельскохозяйственных нужд, строительства – предусматривается определенная ответственность.
На практике действия, связанные с самозахватом земли, рассматриваются в основном в рамках административной ответственности. Наказание регламентируется Статья 7.1 КоАП РФ. Согласно этому общепринятому правовому документу, предполагаются следующие виды ответственности:
Для физических лиц определяется штраф от 1 до 1,5% от стоимости участка (по Кадастру).
Меньше 5000 рублей выплаты не назначаются. При отсутствии возможности решить вопрос с ценой по кадастру, то предусматривается штраф от 5 до 10 т. руб.
Для должностных лиц назначается штраф от 1,5 до 2% от общей стоимости участка по кадастру, но не менее 25000 рублей. Если нет данных о кадастровой стоимости, то присваивается штраф от 20 до 50 тыс. руб.
Для юридических лиц – штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости. Выплаты менее 100 тыс. рублей не назначаются. Может быть фиксированная сумма от 100 до 200 тыс. рублей при отсутствии значений стоимости.
Особенностью начисления штрафов является их расчет, предполагающий процентное соотношение стоимости только той части участка, которая была самовольно присвоена.
Остальная незадействованная площадь не учитывается.
В случае если кадастровая стоимость занимаемого земельного участка определена, его размер составляет от 1 до 3 процентов кадастровой стоимости в зависимости от субъекта ответственности.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то административный штраф накладывается в размере от 5 000 до 200 000 рублей, также в зависимости от субъекта ответственности.
Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены должностные лица территориальных органов Росреестра, при нарушениях допущеных на землях сельскохозяйственного назначения – должностные лица Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю.
Кроме того, возбуждать административные дела в части занятия лесных участков уполномочены должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края, вне зависимости от категории земли органы внутренних дел (полиции) и прокурор.
При самовольном занятии части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой его части.
Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 301 Гражданского Кодекса РФ собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения.
Кроме того, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельного правонарушения. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.
Уголовная ответственность по подобным правонарушениям применяется в исключительных случаях, когда к правонарушению относительно использования земли, присоединяются преступления, наказания за которые регламентируются уже Уголовным кодексом РФ. Например, это может быть мошенничество с недвижимостью.
Самовольный захват земли – можно ли узаконить
Чтобы последствиями использования земли не стали штрафы и принудительное освобождение территории, можно попробовать оформить участок законно. Сделать это можно только в случае отсутствия частного владельца, когда земля принадлежит муниципалитету или государству. В основном это целесообразно при наличии «прирезков» к дачным участкам.
Для легализации земли потребуется обращение в Государственный кадастр, сбор достаточно большого пакета документов, но решение о возможности предоставить в собственность остается за сособственником (садоводческое товарищество, муниципалитет и другие). Весь процесс достаточно долгосрочный, требует помощи специалиста, а также определенных материальных затрат, так как бесплатно участок предоставлен не будет.
Что делать, если произошел самовольный захват земли
План действий будет зависеть от ситуации, при которой произошел самозахват и от реакции ответного лица. В некоторых случаях споры удается отрегулировать путем переговоров, но чаще приходится обращаться в государственные органы для признания действий незаконными, получения компенсаций.
Мирное соглашение
Первоначально нужно попробовать уладить конфликт без привлечения суда. Для этого предоставляются документы, в частности, план с межеванием, где четко указаны границы участка.
Если ответных действий не последовала, то следует придерживаться следующего плана действий, который подойдет и для других вариантов самовольного захвата:
Обращение к лицу, захватившему земельную собственность, с целью определения дальнейших действий, например, возможного приобретения участка, оформления договора аренды, а также для обозначения компенсации.
В ряде случаев уже на первом этапе некоторым удается добиться консенсуса, но если мировых соглашений не последовало, то нужно действовать дальше, апеллируя законными требованиями и правовыми регламентами.
При наличии сведений о самовольном занятии земли необходимо обращаться в органы полиции, прокуратуры, Россрестра, а также в Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю (при занятии земель сельскохозяйственного назначения), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края (при занятии лесных участков).
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Если происходит использование участка лицом, не имеющим для этого правовых оснований, то такие действия трактуются законодательством, как самовольный захват земли.
Собственник поддерживается государством и может заявить о сложившейся ситуации в соответствующие органы, которыми и будет определена ответственность за самовольный захват земли.
Действия, направленные на использование участка в собственных целях, не имея на это разрешительной документации, принято считать самозахватом.
Под самовольным занятием земельного участка понимается противоправное завладение территорией чужого надела или его части против воли собственника или его использование в отсутствие предусмотренных законом прав. Завладение чужой землей без законных оснований влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Это определение распространяется на присвоенные земли общего пользования, которые находятся в частной собственности, а также числящиеся чьим-то имуществом, в том числе государственным.
Нарушение земельного законодательства наступает в тех случаях, когда у физического или юридического лица отсутствует договор купли-продажи или аренды, разрешительные акты от муниципальных властей, а также другие сопутствующие документы, подтверждающие законность присвоения земли.
Если участок самовольно занят, на нем производится любая деятельность, включая строительство, сельскохозяйственную деятельность, то это не является основанием для его присвоения.
Кроме этого, законный владелец имеет полно право потребовать следующие:
Освободить занимаемый участок, причем, если на нем есть строения или проводилась сельскохозяйственная деятельность, то все это по первому требованию может быть ликвидировано. При спорных вопросах очистка территории проходит на основании судебных постановлений.
Потребовать признание незаконности сделок, если с участком были проведены различные манипуляции, например, сдача в аренду, продажа.
При совершении действий, приносящих прибыль или выгоду, уже присоединяется ответственность за незаконное обогащение, собственник может потребовать компенсацию.
Даже при отсутствии владельца земли, выступающего в качестве физического или юридического лица, она не является бесхозной. Территория относится к владениям государственного фонда или муниципальных органов, самовольно ее использовать никто не имеет права.
Какая ответственность предусматривается при захвате земли
При любом незаконном присвоение земли, например, пренебрежение границами участка соседом, использование территории двора для установки гаража, разработка заброшенной земли для сельскохозяйственных нужд, строительства – предусматривается определенная ответственность.
На практике действия, связанные с самозахватом земли, рассматриваются в основном в рамках административной ответственности. Наказание регламентируется Статья 7.1 КоАП РФ. Согласно этому общепринятому правовому документу, предполагаются следующие виды ответственности:
Для физических лиц определяется штраф от 1 до 1,5% от стоимости участка (по Кадастру).
Меньше 5000 рублей выплаты не назначаются. При отсутствии возможности решить вопрос с ценой по кадастру, то предусматривается штраф от 5 до 10 т. руб.
Для должностных лиц назначается штраф от 1,5 до 2% от общей стоимости участка по кадастру, но не менее 25000 рублей. Если нет данных о кадастровой стоимости, то присваивается штраф от 20 до 50 тыс. руб.
Для юридических лиц – штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости. Выплаты менее 100 тыс. рублей не назначаются. Может быть фиксированная сумма от 100 до 200 тыс. рублей при отсутствии значений стоимости.
Особенностью начисления штрафов является их расчет, предполагающий процентное соотношение стоимости только той части участка, которая была самовольно присвоена.
Остальная незадействованная площадь не учитывается.
В случае если кадастровая стоимость занимаемого земельного участка определена, его размер составляет от 1 до 3 процентов кадастровой стоимости в зависимости от субъекта ответственности.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то административный штраф накладывается в размере от 5 000 до 200 000 рублей, также в зависимости от субъекта ответственности.
Полномочиями по составлению протокола и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных названной нормой, наделены должностные лица территориальных органов Росреестра, при нарушениях допущеных на землях сельскохозяйственного назначения – должностные лица Управления Россельхознадзора по Ставропольскому краю.
Кроме того, возбуждать административные дела в части занятия лесных участков уполномочены должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края, вне зависимости от категории земли органы внутренних дел (полиции) и прокурор.
При самовольном занятии части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой его части.
Помимо административного наказания к нарушителю может быть применена гражданско-правовая ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 301 Гражданского Кодекса РФ собственник или лицо, право которого нарушено самовольным занятием земельного участка, вправе обратиться в суд с требованием о возврате земельного участка из чужого незаконного владения.
Кроме того, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельного правонарушения. Возмещение производится по правилам, установленным главой 59 ГК РФ.
Уголовная ответственность по подобным правонарушениям применяется в исключительных случаях, когда к правонарушению относительно использования земли, присоединяются преступления, наказания за которые регламентируются уже Уголовным кодексом РФ. Например, это может быть мошенничество с недвижимостью.
Самовольный захват земли – можно ли узаконить
Чтобы последствиями использования земли не стали штрафы и принудительное освобождение территории, можно попробовать оформить участок законно. Сделать это можно только в случае отсутствия частного владельца, когда земля принадлежит муниципалитету или государству. В основном это целесообразно при наличии «прирезков» к дачным участкам.
Для легализации земли потребуется обращение в Государственный кадастр, сбор достаточно большого пакета документов, но решение о возможности предоставить в собственность остается за сособственником (садоводческое товарищество, муниципалитет и другие). Весь процесс достаточно долгосрочный, требует помощи специалиста, а также определенных материальных затрат, так как бесплатно участок предоставлен не будет.
Что делать, если произошел самовольный захват земли
План действий будет зависеть от ситуации, при которой произошел самозахват и от реакции ответного лица. В некоторых случаях споры удается отрегулировать путем переговоров, но чаще приходится обращаться в государственные органы для признания действий незаконными, получения компенсаций.
Мирное соглашение
Первоначально нужно попробовать уладить конфликт без привлечения суда. Для этого предоставляются документы, в частности, план с межеванием, где четко указаны границы участка.
Если ответных действий не последовала, то следует придерживаться следующего плана действий, который подойдет и для других вариантов самовольного захвата:
Обращение к лицу, захватившему земельную собственность, с целью определения дальнейших действий, например, возможного приобретения участка, оформления договора аренды, а также для обозначения компенсации.
В ряде случаев уже на первом этапе некоторым удается добиться консенсуса, но если мировых соглашений не последовало, то нужно действовать дальше, апеллируя законными требованиями и правовыми регламентами.
При наличии сведений о самовольном занятии земли необходимо обращаться в органы полиции, прокуратуры, Россрестра, а также в Управление Россельхознадзора по Ставропольскому краю (при занятии земель сельскохозяйственного назначения), Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Ставропольского края (при занятии лесных участков).