Земли общего пользования в частной собственности
Содержание
- 1 Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
- 1.1 Земельные участки общего пользования
- 1.2 Правовой режим земельных участков общего пользования
- 1.3 Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий
- 1.4 Право прохода через чужой участок
- 1.5 Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок
- 1.6 Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок
- 2 Земли общего пользования и их использование в России в 2025 году
- 3 Земли общего пользования в частной собственности
- 3.1 Земли общего пользования: основные правила использования
- 3.2 Оформление и использование земель общего пользования
- 3.3 Как оформить в собственность земли общего пользования
- 3.4 Земли общего пользования снт
- 3.5 Земли общего пользования: незаконный захват
- 3.6 Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (снт)?
- 4 Земли общего пользования: основные правила использования
- 5 Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ
- 5.1 Что такое земли общего пользования?
- 5.2 Земли общего пользования в населенных пунктах
- 5.3 Земля общего пользования между соседями
- 5.4 Межевание земель общего пользования в СНТ
- 5.5 Оформление земель общего пользования в собственность СНТ
- 5.6 Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ
- 5.7 Налог на земли общего пользования в СНТ в 2025 году
- 5.8 Незаконный захват земли общего пользования
Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.
Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.
Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.
Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.
Земельные участки общего пользования
В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования.
Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.
Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.
Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.
Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.
Правовой режим земельных участков общего пользования
Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.
Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков.
Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.
Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.
Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.
Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий
Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:
- территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
- участки населенных пунктов;
- земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
- территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
- земельные участки лесного и водного фондов;
- территории, которые находятся в государственном запасе.
Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.
Право прохода через чужой участок
Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.
Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:
- территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
- береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
- для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
- лесные участки.
Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.
Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок
Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.
Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.
Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.
Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.
Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок
Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.
В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.
Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html
Земли общего пользования и их использование в России в 2025 году
Время чтения: 5 минут
Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения.
Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП).
Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.
Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.
Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса. Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:
- участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
- территории не закрыты для общего доступа;
- собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.
Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.
Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст.
85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.
Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:
- территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
- чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
- участки общедоступны;
- наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
- для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.
Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.
Земли, отнесенные к ЗОП
В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.
В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:
- Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
- пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
- территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
- природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
- полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
- Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса, граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
- Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.
Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».
Варианты использования ЗОП
В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:
- прохода: тротуары, площади;
- проезда: дороги, улицы, переулки;
- пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.
Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.
Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты.
Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст.
36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.
Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.
Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.
Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.
Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.
Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями.
Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников.
Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.
Особенности уплаты земельного налога с ЗОП
По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.
Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.
Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.
Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.
Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ.
В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории.
Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.
Ответственность за незаконное использование ЗОП
Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.
Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП, что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:
- для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
- для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
- для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.
При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:
- для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
- для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
- для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.
При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.
Все подробности читайте в материале «Ответственность за самозахват земли в 2019 году».
Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.
В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-obshhego-polzovaniya.html
Земли общего пользования в частной собственности
К землям общего пользования относят дороги, скверы, парки, леса, беговые дорожки, места, где установлены трансформаторные и распределяющие будки, скамейки и тому подобное.
Общее пользование предполагает, что использовать перечисленные объекты может каждый желающий абсолютно безвозмездно, но иногда частным предпринимателям требуется приобрести часть этих мест в собственность, не нарушая при этом закон.
Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно. Итак, чтобы оформить в собственность земли общего пользования: 1.
Важно помнить, что земля, считающаяся общей, в полную собственность передана быть не может, по закону земельный фонд может быть передан в долгосрочную аренду с ограничением публичного сервитута, для чего потребуется обратиться в местную администрацию и заключить договор аренды; 2.
По мнению юриста, руководителя юротдела «Русского Фонда Недвижимости» Максима Финионова, несмотря на все сложности при переходе прав, владение долей в собственности на землю под дорогами и сетями дает владельцу больше возможностей по защите своего права на проход/проезд и пользование сетями.
Земли общего пользования: основные правила использования
ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.
Оформление и использование земель общего пользования
У любого садоводческого товарищества в составе документов должен находиться правоустанавливающий документ на земельный участок общего пользования.
Важно
Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Если в нем содержится фраза о передаче земель на праве собственности, то переоформление документов на земельный участок общего пользования не требуется.
Если же в документе содержится любая другая фраза – садоводческому товариществу необходимо переоформить и зарегистрировать право на земельные участки общего пользования.
Зачем? Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки.
Внимание
Пока эти документы не во всех регионах еще приняты, но это вопрос времени.
Как оформить в собственность земли общего пользования
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: – схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земли общего пользования снт
Установление сервитута, то есть ограничения, обязывающего собственника обеспечить беспрепятственный проход и проезд по своему участку, — действенный способ защиты прав дачников и садоводов, считает главный юрист «Русского Фонда Недвижимости».
Это самый прозрачный для покупателя вариант, когда в публичной кадастровой карте отражена предъявляемая застройщиком поселка планировка территории с землеотводами под дороги, скважину и электроподстанцию и указано назначение этих наделов.
Портал Росреестра (pkk5.rosreestr.ru) дает возможность быстро провести исчерпывающую проверку.В последние годы кадастровый учет изменился, и есть прецеденты, когда кадастровый паспорт на участок получен, даже если к нему нет прохода/проезда, то есть вопрос с дорогой не решен.
Земли общего пользования: незаконный захват
Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; – выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность этого объединения; – учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных документов обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (снт)?
Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами.
Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории.
Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земельных участков общего пользования.
Акт согласования границ подписывается всеми смежными землепользователями.
Как оформить документы? Если земельный участок был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан до 30 октября 2001 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, то образованный из него земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность указанного объединения граждан бесплатно (п. 2.7, 2.9 ст.
Источник: http://zakon52.ru/zemli-obshhego-polzovaniya-v-chastnoj-sobstvennosti/
Земли общего пользования: основные правила использования
В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.
Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?
Законодательство
Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.
Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.
Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.
В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.
Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.
В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.
Какие земли относятся к категории земель общего пользования?
К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:
- Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
- Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
- Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
- Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.
Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.
Возможные варианты использования земель общего пользования
Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Аренда;
- Безвозмездное бессрочное пользование.
Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.
Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.
При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.
Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.
Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.
В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.
Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка.
В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).
Правила налогообложения земель общего пользования
Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:
- Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
- Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
- Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.
Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.
Ответственность за незаконное использование земель общего пользования
Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.
1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.
Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.
Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.
Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне.
Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html
Земли общего пользования в населенных пунктах и в СНТ
При рассмотрении и решении вопросов, связанных с земельными участками и межеванием часто возникают вопросы по объектам общественного значения.
Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий.
Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.
Что такое земли общего пользования?
Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются статьей 85. Она указывает на следующий перечень таких объектов:
- площади и улицы;
- проезды, автомобильные дороги;
- набережные, парковые зоны;
- водные объекты и пляжи.
Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность. Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду. Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.
Земли общего пользования в населенных пунктах
В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям. Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков. В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования.
Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования.
Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения.
В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.
Земля общего пользования между соседями
Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.
Обычно земельные споры возникают касательно дорог и подъездов к отдельным земельным участкам.
Нередко судебная практика фактически позволяет одному из соседей контролировать дорогу, которой пользуются и другие владельцы. Подразумевается, что он не должен при этом ограничивать движение.
Однако часто возникает ситуация, когда такой сосед передвигает забор, сужая проезд до минимально возможного.
В такой ситуации необходимо решать вопрос через суд, возможно проводить межевание.
Если имеются документы, подтверждающие, какая территория должна отводиться под проезд — можно его вернуть.
Однако если таких документов нет, но при этом есть межевание у соседа, указывающее на правомерность установленного забора — в этом случае что-то решить будет весьма проблематично.
Межевание земель общего пользования помогает определить в законном порядке границы территории. В этом случае исключаются любые попытки захвата или незаконного продвижения.
Полезная информация: Договор сервитута.
Межевание земель общего пользования в СНТ
СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности.
Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен кадастровый паспорт.
Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.
Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов.
При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица.
В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.
Оформление земель общего пользования в собственность СНТ
В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.
То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.
Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ
Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:
- схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
- подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
- данные по учредительной документации садового товарищества.
Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте по ссылке:)
Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ.
При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога.
Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.
Налог на земли общего пользования в СНТ в 2025 году
Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.
Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам.
Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними.
Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.
Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.
О том как выйти из СНТ читайте по ссылке:
Незаконный захват земли общего пользования
Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.
Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:
- от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
- от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
- от двух до 20 тыс. — для юридических.
Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.
Скачать образец жалобы на незаконный захват земли общего пользования
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://classomsk.com/zemelnoe-pravo/zemli-obshhego-polzovaniya-po-zemelnomu-kodeksu.html