Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие


131 просмотров


Содержание

05.11.2018

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Для эффективного ведения дел многоквартирного дома законодательство РФ дает жильцам право выбрать любой административный способ управления. Это может быть товарищество собственников жилья или сторонняя компания. У каждой организации свои принципы работы, с которыми необходимо ознакомиться, чтобы определиться с оптимальным вариантом для Вашего конкретного случая. Речь пойдет о втором способе, где регулирование всех домовых процессов осуществляет орган, не находящийся на территории домовладения. Что же это такое ук – управляющая компания в сфере ЖКХ и чем она занимается?

Рекомендуем!  Регистрация счетчиков воды в ЕИРЦ через интернет: особенности процедуры

Это юридическое лицо, созданное с целью эффективной эксплуатации МКД. Оно заведует делами объекта недвижимости: текущее обслуживание, поставки коммунальных услуг в срок, ремонт, поддержание порядка придомовой территории и др. Данная организация проводит огромную финансовую работу, включая сбор и грамотное распределение средств для всех нужд и задач по обеспечению комфортного проживания в многоэтажке.

Что должна делать управляющая компания

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Это актуальный вопрос собственников жилья, которые хотят понимать за что они платят деньги. Чаще всего он возникает в случае ненадлежащего уровня качества проживания. В идеале, каждый владелец жилья должен знать, что входит в сферу деятельности УК и какой она должна быть.

Независимо от типа управления в Вашем доме, спектр предоставляемых услуг практически одинаков для всех, соответственно и спрос с руководства также идентичен. После того как владельцы определились с выбором руководящей организации и закрепили это документально на общем собрании, начинаются управленческие работы наемной компании, которые регулируются законодательными нормами и актами.

Согласно нововведениям, с середины лета 2020 года, все данные о проведенных мероприятиях должны заноситься в систему ГИС ЖКХ. В случае когда информация намеренно умалчивается, можно без опасений обращаться в контролирующие структуры. Также каждый год проводится общедомовое собрание, где коллективно утверждается отчет об итогах и характере выполненных работ. Если данная процедура не соблюдается, Вы также смело можете жаловаться в органы надзора.

Прописанные функциональные обязанности работников

Каждая организация, работающая в сфере жилищно-коммунального хозяйства, должна выполнять свои функциональные обязанности, руководствуясь нормами законодательства. Кроме того, организация должна учитывать регламенты и принятые в этой сфере должностные инструкции. Эти документы регулируют деятельность управляющей компании.

Должностные инструкции относят к важнейшим документам организации, на них основывается профессиональная деятельность трудящихся.

Получив на руки должностную инструкцию, специалист знакомится со своими правами. В документе перечислены обязанности, а также его полномочия.

Благодаря наличию инструкции становится понятно, чем работа специалиста отличается от деятельности его коллег.

Должностная инструкция позволяет грамотно разделить обязанности между работниками, предотвратить возникновение конфликтов. Каждому новому сотруднику при найме на работу вручается свой документ.

Должностная инструкция главного специалиста отдела ЖКХ администрации

Специалист отдела ЖКХ, который трудится в администрации, назначается на должность после приказа. Он подчиняется начальнику отдела ЖКХ, который является его руководителем.

Должность могут занимать только те лица, которые закончили вуз, получив профильную специальность. Претендент на вакантное место должен проработать в отрасли не менее 2 лет.

В работу главного специалиста входит выполнение задач, которые поставлены перед отделом, в котором он трудится.

  1. Сотрудник должен докладывать своему руководителю о результатах своей профессиональной деятельности, в установленные сроки выполнять распоряжения начальника отдела.
  2. Решать задачи, которые поставило перед ним вышестоящее руководство. Если начальник отдела отсутствует, то доклад нужно сделать лицу, которое его замещает.
  3. В обязанности входит участие в разработке нормативно-правовых актов и их редактирование.
  4. Кроме того, сотрудник администрации должен заниматься письмами и другими обращениями граждан по вопросам, которые входят в ведение отдела; контролировать работу подрядчиков, взаимодействовать с органами государственной власти.

Должностная инструкция специалиста ЖКХ абонентского отдела

Сотрудник, местом работы которого является абонентский отдел ЖКХ, занимается формированием квитанций. Их рассылает населению управляющая компания.

  1. В его обязанности входит наполнение базы данных, внесение необходимых изменений. Речь идет о работе с начислениями и оплатой, произведенной населением на услуги УК.
  2. Сотрудник абонентского отдела должен решать задачи, которые ему поручил начальник отдела; заниматься делопроизводством.
  3. Кроме того, в обязанности специалиста может входить подготовка презентаций и их проведение. На это вакантное место принимают лиц, которые получили средне-специальное образование.

Должностная инструкция специалиста по ГИС ЖКХ

Сотрудник занимается заполнением сайта управляющей компании. В его обязанности входит выгрузка данных в систему «ГИС ЖКХ». Он должен следить за тем, какие новости появляются в системе. Также в его задачи входит отслеживание изменений в системе, контроль за раскрытием информации.

Сегодня все компании, которые осуществляют деятельность в сфере ЖКХ и поставляют услуги населению, должны публиковать в системе «ГИС ЖКХ» отчеты. Раскрытию подлежат данные о тарифах, которые были установлены на оплату жилья. Также в систему подают сведения о должниках, которые не оплатили счета по коммунальным услугам.

Кроме того, загрузке в систему подлежат следующие сведения:

  • правоустанавливающие документы управляющей компании;
  • электронные паспорта многоквартирных домов (МКД);
  • показания, которые были сняты с приборов домового учета;
  • планирование ремонтных работ;
  • тарифы;
  • выполнение работ по ремонту домов, а также общего имущества;
  • какие решения приняли собственники жилья;
  • финансовые документы (подаются в электронной форме);
  • отчеты по работе с населением и др.

Публикация этих данных на портале входит в обязанности специалиста. Вносить сведения в систему можно в автоматизированном режиме, либо ручным путем.

Обязанности специалиста по работе с населением в сфере ЖКХ — должностная инструкция

В обязанности этого сотрудника ЖКХ входят ответы на звонки населения. Если вопрос находится вне его компетенции, то запрос должен быть переадресован профильному специалисту. Также в задачи сотрудника входит прием поступающих от населения заявок и их регистрация.

Он работает с активами многоквартирных домов, планирует выездные встречи с населением. Он контролирует состояние форума управляющей компании; занимается мониторингом других площадок, где население размещает свои вопросы по поводу качества услуг УК.

  1. В обязанности сотрудника входит подготовка отчета для руководителя управляющей компании; взаимодействие с органами власти по поводу жалоб, поданных населением.
  2. Работник управляющей компании принимает участие в формировании Советов многоквартирных домов, проводит совещания, проводит собрания собственников и осуществляет их документарное сопровождение.
  3. Кроме того, в обязанность специалиста входит систематизация документов и ведение баз данных по собраниям; подготовка отчетов и их подача в соответствующие инстанции для проверки.

Ответственность УК перед собственниками по содержанию жилья

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Список обязательных услуг по обслуживанию здания и окружающей территории выглядит так:

  • Поддерживать чистоту подъездов.
  • Организовывать уборку участка земли где возвышается многоэтажка, включая обрезку и спил аварийных деревьев.
  • Прочистку центральных стояков канализационной системы.
  • Поддерживать фасад здания в удовлетворительном состоянии.
  • Следить за функционированием освещения.
  • Организовывать исправную работу лифтов.
  • Проводить промывку и пуск отопительной системы.
  • Очищать кровлю от снега и сосулек.
  • Осуществлять процедуры по дезинфекции подвальных помещений.
  • Сотрудничать с аварийно-диспетчерскими конторами.

Управляющая компания работает над задачами согласно установленному тарифу.

Обязанности УК по ремонту жилья

Хозяйствующая организация организовывает и следит за осуществлением ремонтных процессов:

  • починка кровельного покрытия в случае его повреждения и протекания;
  • восстановление общедомового имущества: замену стояков водоснабжения и водоотведения, системы отопления, внутренних электросетей;
  • замена или мелкий ремонт дверных и оконных переходных площадок подъезда или тех. этажа;
  • освещение, покраска и побелка подъездных помещений.

Обязанности УК по предоставлению коммунальных услуг

Комфортное проживание в квартире невозможно без наличия, слаженно работающих, хозяйственно-бытовых систем. УК обязана:

  • Обеспечить жильцов дома исправно работающими системами. Когда управление МКД переходит под юрисдикцию такой компании – она заключает контракт с обслуживающими конторами. Если какая-то услуга по документам исправно предоставляется, а по факту ее нет, то виновата и ответственна УК. В случае, когда ограничение услуг происходит по вине фирмы-поставщика ресурсов, то УО обязана должным образом реагировать на это и всячески отстаивать интересы своих жильцов, прикладывая максимум усилий для скорейшего исправления ситуации.
  • Собирать квартплату с владельцев квартир и в случае отказа платить, проводить претензионно-исковые мероприятия.
  • Подписать договорные документы на утилизацию мусора и обеспечить его своевременную отгрузку.

Брать финансы сверх установленных тарифов УК не уполномочена, но в случае нехватки средств она может созвать внеочередное собрание, где предоставив все отчеты, обосновать недостаток средств и запросить необходимую сумму у собственников. В одностороннем порядке повышать бюджет компания не имеет права.

Функции

Разобравшись со всеми законами и нормативными актами, которые устанавливают права и обязанности УК, стоит четко разобраться в том, что все-таки входит в обязательства организации, а что нет:

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

    Обслуживание

В обязанности УК входит наем организаций, которые специализируются на такой деятельности. При найме, компания заключает с ней договор.

УК не обязана осуществлять данную деятельность. Она лишь нанимает обслуживающую компанию и контролирует ее работу в конкретном доме.

Ремонтные работы

Данная обязанность указывается в соглашении по управлению и в 161 статье. УК обязана проводить работы по сохранению состояния конкретного объекта недвижимости и его улучшению.

В этот пункт также входит:

  1. Контроль над предоставлением коммунальных услуг;
  2. Контроль за их оплатой;
  3. Организация ремонтных работ;
  4. Сохранение безопасности и надежности многоквартирного дома.
  • Коммунальные услуги
  • Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

    УК должна обеспечить жильцов коммунальными услугами, путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, следить за их качеством и своевременной оплатой.

    Советуем прочитать статью о том, как правильно сделать перерасчет коммунальных услуг за время вашего отсутствия.

    Уход за придомовой территорией

    Организация должна следить за придомовой территорией, а также выполнять ее уборку, озеленение и улучшение. Это регулируется условиями соглашения между жильцами и УК. Технический контроль

    Организация обязана следить за качеством работы приборов учета, прочего оборудования и системы коммуникаций. Также, необходимо выполнять их ремонт и прочие работы, направленные на сохранение их в надлежащем состоянии. Перерасчет

    Перерасчет является больше правом, чем обязанностью УК. Однако организация все же обязана проводить перерасчет тарифов и стоимости оказываемых жильцам услуг. Финансовое обеспечение

    УК может и должна получать финансовое обеспечение для проведения ремонтных работ и работ по содержанию общей собственности владельцев квартир. Обычно, такими средствами ее обеспечивают сами жильцы.

Обязанности управляющей организации ЖКХ по закону

Деятельность учреждения по управлению домом регулируется нормами права. Все отношения между владельцами квадратных метров и УК прописаны в законодательной базе Жилищного кодекса РФ, а именно в статьях 161 и 162. Главные тезисы обязывают выполнять следующее:

  • Соблюдать правила пожарной безопасности и должный уровень санитарно-эпидемиологического состояния дома.
  • Обеспечивать должный уровень безопасности жилья.
  • Предоставить собственникам квартир доступ к площадям общего назначения.
  • Сохранять систему коммуникации в хорошем состоянии, поддерживать исправную работу счетчиков (общедомовых).
  • Осуществлять непрерывную поставку коммунальных услуг.
  • Соблюдать интересы и права жильцов многоквартирного здания.
  • Поддерживать качество обслуживания согласно государственным нормам, указанным в ЖК.

Должностные инструкции персонала

Бухгалтер

Бухгалтер в УК является сотрудником финансового подразделения. В его обязанности входит:

  • учет расходов, закупок, налогов и выплат сотрудникам и поставщикам жилищно-коммунальных услуг;
  • составление рабочего плана для счетов;
  • контролирование общих результатов финансовых дел компании;
  • составление бухгалтерской отчетности.

Есть у этой должности и определенные права, которые должны быть прописаны в должностной инструкции. Бухгалтер УК может выдвигать на рассмотрение руководителей организации проекты, которые могут оптимизировать работу финансового отдела и других подразделений.

Также он имеет право взаимодействовать с другими должностями, даже вышестоящими, если этого требуют трудовые обязанности. Кроме того, в права бухгалтера входит представление интересов финансового отдела при взаимодействии с другими подразделениями в УК.

В трудовом договоре бухгалтера содержится и информация об ответственности этой должности. В ней говорится о том, что бухгалтер несет ответственность за:

  • невыполнение или некачественное исполнение своих обязанностей. В этом случае ему грозит выговор, денежный штраф или увольнение;
  • правонарушения, которые описаны в законодательстве РФ. Наказание в этом случае зависит от законов, которые нарушил сотрудник;
  • распространение информации засекреченного типа;
  • несоблюдение правил трудовой дисциплины.

Диспетчер

Эта должность в структуре организации занимается:

  • Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

    отслеживанием обстановки на участках, а также сбором и обработки информации и передачей ее в аварийно-диспетчерскую службу;

  • приемом заявок от собственников, которые касаются неисправности оборудования и различных аварий в сфере ЖКХ;
  • консультированием жильцов по вопросам обслуживания жилых домов;
  • своевременным устранением недостатков, а также контролированием графиков подачи тепла;
  • приемом нарядов, которые подтверждают выполнение заявок;
  • выполнением поручений от руководителей.

Придомовая территория и деятельность УК — где границы

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Под придомовой территорией понимают земельный участок, документально принадлежащий объекту недвижимости. Его размер индивидуален в каждом случае и прописан в строительных актах, согласно нормам Земельного Кодекса. Такая площадь в равных долях принадлежит жильцам дома, и они обязаны вносить за нее оплату. А согласно требованиям к управляющей компании многоквартирным домом ЖКХ, участок должен содержаться в подобающем состоянии. Точные границы можно узнать из акта на землю. Данную бумагу руководящая организация обязана предоставить по первому требованию.

Кто платит за ЖКХ, если квартира не оформлена

При покупке жилья у застройщика квартиру можно получить в фактическое пользование с момента сдачи дома в эксплуатацию, но право собственности при этом может быть зарегистрировано только через несколько месяцев, после оформления кадастровых документов.

Оплата коммунальных услуг в таком случае регулируется договором долевого участия или договором покупки жилья у застройщика.

Застройщик в течение 3 месяцев с момента сдачи дома выбирает управляющую компанию на основе конкурса, и данная УК оплачивает коммунальные услуги при одновременном выполнении следующих условий:

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

  • дом был передан в эксплуатацию;
  • покупатель квартиры ещё не подписывал акт приема-передачи;
  • УК завершила принятие дома от застройщика по договору с ним.

Если УК ещё не выбрана и квартиры не переданы покупателям в пользование, оплату содержания дома должен производить застройщик.

Вне зависимости от даты возникновения права собственности, покупатель, принявший квартиру от застройщика и подписавший акт приемки, несет всю полноту обязанностей по оплате содержания дома и услуг ЖКХ, согласно п.п. 6 п. 2 ст. 153 ЖК РФ, так как оплата производится не за наличие права собственности, а за потребленные услуги.

Важно учесть, что если у покупателя при фактическом приеме квартиры возникли претензии по поводу соответствия ее характеристик параметрам, указанным в договоре с фирмой-застройщиком, то такой покупатель вправе не подписывать акт приема-передачи вплоть до оформления кадастрового документа. Оплата услуг за содержание дома при этом производится застройщиком или управляющей компанией (если она уже выбрана).

Несоответствие параметров квартиры чаще всего касается высоты оконных проемов и потолка, длине стен. При обнаружении таких несоответствий избежать оплаты коммунальных услуг до оформления квартиры можно следующим образом:

  1. Отказаться от подписания акта приемки и потребовать составить акт о фактических параметрах жилья.
  2. Обратиться к застройщику с составленным актом и подать заявление об изменении данных о квартире в соответствии с фактическими ее параметрами.
  3. Подписать акт приемки после изменения застройщиком его условий.

Как правило, застройщик вносит изменения в акт приемки уже после оформления кадастрового документа, который оформляется непосредственно перед регистрацией права покупателя на квартиру в Росреестре.

Ключи от квартиры на время оформления кадастрового документа (1-2 месяца) остаются у покупателя, а коммунальные платежи производятся застройщиком.

Кроме того, если после изменений, производимых при оформлении кадастрового документа, фактическая площадь квартиры окажется меньше заявленной в договоре, покупатель может не только снизить размер платежа за содержание дома, но и потребовать перерасчета суммы покупки.

Права управляющей компании

Помимо обширного списка задач, у фирмы по управлению МКД есть еще и определенные права. К ним можно отнести:

  • Непосредственное участие во взыскательных процедурах с должников квартир.
  • Принятие решений по использованию резервных средств для погашения долгов перед ресурсоснабжающими организациями или для оплаты ремонтных работ общедомового имущества.
  • Передача информации госорганам о незаконной внутриквартирной перепланировке или нецелевому использованию общего имущества.
  • Контроль точности передаваемых данных с приборов учета.
  • Остановка поставок ресурсов, согласно законодательству, в случае их неуплаты.

Полномочия УК

У управляющей организации есть не только обязанности. Она, например, имеет право:

  1. Требовать от владельцев жилья своевременной, полной оплаты предоставленных ЖКУ, а при выявлении нарушений сроков платежей – выставлять должникам пени.
  2. В заранее обговоренное время получать доступ в квартиру для проведения осмотра, проверки коммуникаций, проведения их ремонта.
  3. Проверять не реже раз в полгода корректность и достоверность передаваемых жильцами показаний счётчиков.
  4. Заключить договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии, воды, газа.
  5. Если это не противоречит законодательству, ограничивать потребителей в коммунальных услугах.
  6. Информировать о незаконных способах эксплуатации жилья, общих нежилых площадей.
  7. Использовать резервные средства для выполнения ремонтных работ.
  8. Требовать возмещения убытков, которые возникли по вине жильцов или исполнителей работ.

Чтобы разобраться, имеет ли право управляющая компания выполнять определенное действие, следует изучить актуальное законодательство и положения заключенного договора.

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Доходы УК

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Как и любая организация, за свои трудовую деятельность контора желает увидеть денежный гонорар. Административный аппарат, бухгалтерия и прочие расходы требуют финансирования. Доходы учреждения идут из поступлений на содержание многоэтажного объекта недвижимости. Если существует такой пункт в платежке, как ремонт, то он идет на реализацию аварийных работ. Когда же речь идет о капремонте и остальных обязательных мероприятиях по функционированию дома, то требуются дополнительные ресурсы.

В таком случае УК инициирует внеочередные сборы, где разъясняет причину увеличения суммы. Если дело касается тех пунктов, которые не входят в тариф (капитальный ремонт), при отказе владельцев – ответственность с организации снимается.

Что туда не входит?

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, заставляя УК делать то, что не входит в ее обязанности, необходимо знать, какие действия она может не выполнять:

  1. Вывоз мусора;
  2. Проведение внеочередных ремонтных работ, если в этом нет необходимости;
  3. Покупка нового теплоносителя;
  4. Сруб деревьев на придомовой территории;
  5. Ремонт домофона;
  6. Освещение придомового участка;
  7. Установка системы видеонаблюдения;
  8. Украшение придомовой территории.

Управляющие компании имеют свой набор прав и обязанностей, согласно закону и документам.

При нарушении этих правил организация может либо лишиться лицензии, либо уплатить штраф. Однако для этого необходимо, чтобы жилец вовремя заметил нарушение и обратился в соответствующую инстанцию.

И в заключении советуем вам посмотреть видеоролик о том, как устроена работа управляющей компании:

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Жилищно-коммунальная сфера – одна из самых важных в любом государстве. Каждый ее субъект наделен определенными полномочиями. Свою эффективность подтвердила система, в которой управляющая компания предоставляет жителям МКД коммунальные услуги, проводит ремонт и другие мероприятия для нормального функционирования помещений. Надежный контролер УК – жильцы. Но чтобы определить, справляется ли она со своими полномочиями, нужно знать права и обязанности управляющей компании многоквартирных домов.

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Взыскание долгов за жилищно-коммунальные услуги

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Самый непростой пункт в деятельности хозяйствующей организации – это неплательщики. Они тормозят нормальную работу по обслуживанию всех направлений многоквартирного дома. Согласно действующему законодательству, взыскание задолженностей за коммунальные услуги возможно исключительно по решению суда. Хотя на данный момент существуют и несудебные рычаги влияния на должников, главный из которых, частичное или полное ограничение поставок коммунальных ресурсов до погашения всех задолженностей.

В наших реалиях владельцев квартир очень часто интересует, какие полномочия есть у УК по отношению к ним, в случае неоплаты счетов.

НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЖКХ в 2020 г.

За девять месяцев 2020 года в России принято множество поправок в действующее законодательство и новые нормативно-правовые акты.

1.В январе 2020 года вступили в силу сразу два постановления Правительства РФ, которые касаются выбора или назначения организации для управления многоквартирным домом: от 14.12.2018 № 1541 и от 21.12.2018 № 1616.

ПП РФ № 1541 определило новые правила проведения открытого конкурса по отбору УО для управления домом:

1) в ходе конкурсных процедур предусматривается пошаговое снижение цены договора управления;

2) при отборе компании не учитывается стоимость дополнительных работ и услуг по ремонту и содержанию общего имущества:

3) есть только один основной перечень работ и услуг, который утверждает организатор конкурса; победителем конкурса признаётся компания, предложившая выполнить указанный перечень за наименьший размер платы;

Участники конкурса при этом с 1 января 2020 года должны отвечать двум новым требованиям: не иметь подтверждённой задолженности перед РСО и задолженности по уплате административных штрафов за нарушения в сфере управления МКД.

ПП РФ № 1616 изменило порядок определения управляющей организации для домов, по которым конкурс не состоялся из-за отсутствия участников:

1)УО назначает орган местного самоуправления, выбирая её из составленного перечня. Компании, чтобы попасть в такой перечень, нужно подать в муниципалитет соответствующую заявку или же принять в 2020 году участие в любом открытом конкурсе по выбору управляющей организации.

Подробно С 2020 года в конкурсе побеждает УО с наименьшим размером платы за перечень услуг ПП РФ № 1541 с 1 января 2019 года изменило подход к отбору управляющих организаций на открытом конкурсе. Во-первых, из документа убрано понятие «дополнительный перечень работ». Теперь есть только один основной перечень работ и услуг. Его утверждает организатор конкурса.

Во-вторых, победителем признается та компания, которая предлагает выполнить указанный перечень за наименьший размер платы. То есть участники конкурса теперь предлагают не сделать больше работ за одинаковую стоимость, а выполнить конкретный перечень работ и услуг за меньшие, чем другие УО, деньги.

Побеждает тот, кто предложил наименьший размер платы. При этом, согласно п. п. 59, 76–78 ПП РФ № 75 в редакции ПП РФ № 1541:

1. Участники отбора могут пошагово снижать размер платы на 0,1%, но не более, чем на 10% от начальной цены. В ином случае проводится новый конкурс, на котором начальная цена рассчитывается заново.

2. Если на конкурс никто не заявился, то стоимость работ и услуг повышается на 10%, но не выше муниципального тарифа более чем в 1,5 раза.

3. Если сразу несколько участников предлагают одинаковый минимальный размер платы, победителем конкурса признается участник, подавший заявку на участие -в конкурсе первым. Также с 1 января 2019 года появились два новых требования к участникам конкурса: отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчётных периода, подтверждённое актами сверки либо решением суда; и отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

1.При несостоявшемся конкурсе орган МСУ самостоятельно назначает УО из составленного перечня. Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 изменило порядок определения управляющей организации для домов, по которым конкурс не состоялся из-за отсутствия участников. Согласно новым правилам ПП РФ № 1616, в таком случае управляющую организацию назначает орган местного самоуправления.

Муниципалитет самостоятельно решает: какой перечень работ и услуг и за какой размер платы будет выполнять управляющая организация исходя из минимального перечня и установленного органом МСУ тарифа; назначает управляющую организацию, которая будет это делать.

УО выбирается из особого перечня, в который попадают компании, подавшие соответствующую заявку, а также все компании, которые начиная с 1 января 2020 года участвуют в любом открытом конкурсе по отбору управляющей организации (п.п. 52, 53 ПП РФ № 75). Организации включаются перечень в хронологическом порядке: по дате заявления или дате составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Сформированный перечень размещается в ГИС ЖКХ.

УО может удалиться из перечня, только получив назначение на дом от муниципалитета. Согласно п. 8 ПП РФ № 1616, при определении управляющей организации для управления многоквартирным домом орган МСУ выбирает из перечня ту, которая управляет наименьшим количеством домов, переданных ей ранее в управление согласно нормам ПП РФ № 1616.

То есть сравнивается не общее количество домов в управлении, а только количество тех домов в управлении, которыми компания управляет на основании решения о выборе её в качестве управляющей из перечня. Если 2 и более управляющие организации управляют на основании выбора их из перечня равным количеством домов, орган МСУ выбирает УО, которая находится в списке впереди остальных претендентов.

Подать заявку об исключении из перечня УО может только в том случае, если взяла в управление хотя бы один дом на основании выбора её органом МСУ из перечня (п. 8 ПП РФ № 1616).

Взять на заметку Два новых постановления Правительства РФ изменили подход к выбору управляющих организаций для многоквартирных домов: где собственники не выбрали или не реализовали форму управления, от которых отказались управляющие организации, по которым открытый конкурс по выбору УО не состоялся.

Управляющая организация, подавая заявку на участие в открытом конкурсе, который организует муниципалитет, должна иметь в виду, что она автоматически попадёт в перечень УО, формируемый органом МСУ согласно ПП РФ № 1616.

В рамках проведения конкурса больше не учитывается перечень дополнительных услуг УО: победителем становится та организация, которая готова выполнять утверждённые муниципалитетом работы и услуги за наименьшую плату.

Несколько изменений в 2020 году коснулись лицензионных требований к УО, штрафов за их нарушение и полномочий органов ГЖИ наказывать управляющие организации за нарушения.

С 1 марта 2020 года все управляющие организации должны иметь свою аварийно-диспетчерскую службу, и АДС обязана работать в соответствии с жёсткими требованиями ПП РФ № 416 в редакции ПП РФ № 331.

Несоответствие требований работы АДС нормам законодательства признаётся грубым нарушением лицензионных требований согласно ПП РФ № 1090, за которые с 29 марта введено отдельное административное наказание.

Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ ввёл в ст. 14.1.3 КоАП РФ часть 3. Согласно новой норме за грубое нарушение лицензионных требований предусмотрены штрафы: для должностных лиц – от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет; для юридических лиц – от 300 тысяч до 350 тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ: с 29 июля 2019 года ГЖН имеет право налагать административные штрафы на управляющие организации и их должностных лиц за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах.

Штрафы за неприменение ККТ отложены для управляющих организаций, и отменены для ТСЖ и кооперативов

С начала года много говорили о вступлении в силу с 1 июля 2019 года требований № 54-ФЗ, которые обязывают управляющие организации применять онлайн-кассы.

Законодатели также не обошли внимание этот вопрос и приняли ряд законодательных актов, которые позволили не применять ККТ в определённых случаях и отложили штрафы за отсутствие онлайн-касс.

Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ до 1 июля 2020 года штрафы за неприменение ККТ при расчётах за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая услуги РСО.

Штрафы за грубое нарушение лицензионных требований Статью 14.1.3 КоАП РФ дополнили частью 3, которая установила административную ответственность для управляющих организаций за управление домами с грубым нарушением лицензионных требований. Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 250 000 рублей или дисквалификация на срок до трёх лет. Для юридических лиц – от 300 000 до 350 000 рублей. За подобное нарушение лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несёт административную ответственность как юридическое лицо.

За что можно получить штраф:

  1. постановлением от 13.09.2018 № 1090 введено восемь грубых нарушений. Штраф можно получить за нарушение минимального перечня работ и услуг, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью людей. При этом, нарушение должно подтверждать вступившее в законную силу решение суда.
  2. Непроведение гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления для надлежащего содержания систем теплоснабжения также может грозить штрафом.
  3. Управляющим организациям следует внимательнее относиться к срокам заключения договоров о выполнении работ на содержание ВДГО (Внутридомовое газовое оборудование), обслуживания и ремонта лифтов. Их нужно заключить в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД.
  4. Грубым нарушением лицензионных требований является неисполнение УО обязанностей по договору управления – не заключение договоров с РСО на приобретение коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления. Лицензиат рискует получить штраф по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, если у него есть признанный им или подтверждённый судом долг перед РСО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств. В таком случае юристы рекомендуют управляющим организациям не признавать задолженность, то есть не подписывать акты. А если дело дойдёт до суда ‒ до вынесения судебного решения постараться погасить долг текущими платежами.
  5. Отказ от передачи технической документации на дом ‒ также грубое нарушение лицензионных требований. Даже за такую мелочь как не передача ключей от помещений, входящих в состав общего имущества, электронных кодов доступа к оборудованию, иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им, лицензиатам грозит штраф до 350 000 рублей. Нельзя не прекратить управлять домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ. Исключение ‒ УО продолжает управлять домом пока не выбрана новая организация, ТСЖ или ЖК, или собственники не заключили договоры с РСО и договоры на содержание и ремонт общего имущества (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).
  6. с 1 марта 2020 г. ‒ нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания. Аварийная служба работает 24/7, в течение дня поступает несколько десятков звонков. И если случится так, что диспетчер не успеет ответить на звонок жителя дома в течение 5 минут, вовремя обработать заявку или проинформировать жителя о сроках выполнения, управляющей организации могут назначить штраф в 350 тысяч рублей.
  7. С 29 марта 2020 г. Дела о нарушениях лицензионных требований теперь будут рассматривать не судьи, а органы государственного жилищного надзора: И даже не важно, что ввели повышенные штрафы за грубые нарушения лицензионных требований и не снизили ответственность за рядовые нарушения: вкрутить лампочку по предписанию ГЖН по-прежнему стоит столько же, сколько качественный ремонт пятиэтажного подъезда.
  8. ГЖН – в отличие от судей – не смогут принять решение о назначении разумного штрафа «ниже низкого», оценив, например, такие аспекты, как добросовестность. В случае с перегоревшей лампочкой суд мог бы изучить график осмотров подъезда и если УК его соблюдала, и лампочка перегорела между осмотрами, и при этом не было обращений в аварийку, а в момент проверки ГЖН на объект вышел электрик и вкрутил новую, суд мог бы отказать в назначении наказания. ГЖН так не сможет, это вне их регламента, и инспектор просто проверит – горит лампочка или нет. И если нет – мы вкрутим её за 250 тысяч. Иначе возмутится уже прокуратура, и мы начнём терять разумных и добрых инспекторов.

При этом УО не лишаются права на судебную защиту. Они могут обжаловать постановление об административной ответственности в судебном порядке.

Конечно, это связано с финансовыми и временными издержками. Напомню, что аналогичный порядок действовал для УО по ст. 7.22 КоАП РФ. В 98 % случаев суды признавали факт привлечения по ст. 7.22 КоАП законным. Сейчас эта статья применяется только к жилищным объединениям.

Здесь будет аналогичная ситуация: усмотрение суда будет предопределено выводами, сделанными надзорным органом. А значит, состязательность в процессе будет формальной. И все бремя доказывания того, что состав и событие правонарушения отсутствовали, ляжет на УО. Необходимо привести дела в порядок и ответственнее относиться к проверкам ГЖИ и жалобам собственников в это ведомство.

Коллекторам запретили взыскивать долги за ЖКУ, а УО обязали в исках указывать идентификаторы должников: Управляющие организации обязаны вести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности жителей домов за ЖКУ согласно ПП РФ № 416. 26 июля 2020 вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ о запрете передавать коллекторским агентствам долги за жилищно-коммунальные услуги. Взыскивать долги через суд УО, ТСЖ и РСО теперь должны самостоятельно, а заключённый такими организациями с коллекторами договор уступки долга признаётся ничтожным.

Приняты и изменения в сфере взыскания УО с жителей многоквартирных домов задолженности за ЖКУ через суд.

Так, с 1 октября 2020 года, подавая исковое заявление, организация обязана указывать в нём дополнительные идентификационное сведения личности должников согласно Федеральному закону от 28.11.2018 № 451-ФЗ, к которым, согласно п. 3 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ в редакции № 451-ФЗ, относятся:

Для физического лица:

страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС),

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН),

серия и номер документа, удостоверяющего личность,

основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя,

серия и номер водительского удостоверения,

серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

Для юридического лица:

идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

При отсутствии таких данных в заявлении иск будет оставлен без движения согласно ч. 1 ст. 128 АПК РФ, п. 3 п. 1 ст. 125 ГПК РФ. Исковая работа с должниками станет практически невозможной, что скажется на работе управляющей организации, состоянии общего имущества МКД и на добросовестных плательщиках за ЖКУ.

При этом законодатели разрешили жителям многоквартирных домов с 1 октября 2020 года подавать коллективные иски к управляющим организациям, что закреплено в Федеральном законе от 18.07.2019 № 191-ФЗ.

Роскомнадзору дали право раз в два года проводить проверки УО как оператора персональных данных Управляющие организации, ТСЖ и РСО являются операторами персональных данных собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах.

Поэтому их коснулись изменения, которые были введены постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 146. Данный НПА регламентирует порядок организации и проведения проверок операторов ПДн, в том числе в сфере ЖКХ.

Проверять их будет Роскомнадзор не чаще одного раза в 2 года, поскольку УО и РСО использует в своей работе государственную информационную систему. Внеплановые проверки операторов ПДн проводятся, если УО/ТСЖ/РСО не исполнили выданное ранее предписание по устранению нарушений, а также по требованию прокурора, поручению Президента РФ, Правительства РФ или по заявлению граждан.

Все управляющие организации России могут быть наказаны за не размещение информации в ГИС ЖКХ С 1 июля 2020 года управляющие организации в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе встали в один ряд с УО других регионов России в вопросе обязательного размещения в ГИС ЖКХ информации согласно № 74/114/пр. Ранее организации, осуществляющие деятельность на территориях городов федерального значения, могли этого не делать. В случае, если УО не начала размещать сведения в системе с 1 июля, её могут привлечь к административной ответственности по ч.ч. 1, 4 ст. 13.19.1, а также по ст. 13.19.2 КоАП РФ, что прописано в Федеральном законе от 21.07.2014 № 263-ФЗ. УО обязаны обмениваться информацией с РСО при прямом договоре

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 897 утверждена типовая форма прямого договора собственников в РСО и регламентирован порядок информационного взаимодействия при таком договоре между поставщиком услуг и управляющей организацией:

Зафиксирован перечень сведений для передачи от УО в РСО при переходе на прямой договор При заключении прямого договора на поставку коммунальных ресурсов между собственниками помещений и РСО управляющая домом организация перестаёт быть исполнителем коммунальных услуг. Такой статус по прямому договору получает РСО. При этом ей необходимо получить от управляющей организации персональные данные собственников и нанимателей жилых помещений для начислений и выставления платёжных документов. Новое постановление вводит чёткий перечень сведений, которые УО без согласия собственников и нанимателей помещений должна передать ресурсоснабжающей организации (пп. «б» п. 1 ПП РФ № 897). Этот перечень добавлен в п. 6 ПП РФ № 354 и должен включать в себя сведения о(об): Собственниках и нанимателях помещений. фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, реквизиты удостоверяющего личность документа, телефон и адрес электронной почты, если собственник или наниматель являются физическим лицом; наименование, место госрегистрации и контактный телефон собственника – юридического лица.

Жилых помещениях в МКД: адреса, площадь и количество проживающих по каждому из таких помещений, площадь общего имущества, а также реквизиты документов, удостоверяющих право собственности на помещения с предоставлением их копий при наличии.

Индивидуальных приборах учёта: дату и место установки, сроки поверки, дата опломбирования, показания таких приборов учёта за последние 12 месяцев.

Наличии/отсутствии технической возможности установить ИПУ с приложением актов обследования.

Субсидиях на оплату КУ в отношении собственника или пользователя жилым помещением. Помещениях, где введено ограничение или приостановлена поставка КУ, и об устранении причин для применения таких мер на дату передачи информации.

Перерасчётах за последние 12 месяцев с предоставлением копий документов, подтверждающих право потребителя на перерасчёт.

Такой же перечень информации при прямом договоре УО должна передать регоператору по обращению с ТКО, что закреплено в п. 148(1) ПП РФ № 354 в редакции ПП РФ № 897 (пп. «ч» п. 1 ПП РФ № 897).

Прописана ответственность УО за непередачу сведений в РСО или ошибки в них В п. 6 ПП РФ № 354 наравне с перечнем информации, которую при прямом договоре УО передаёт в РСО, теперь зафиксированы сроки предоставления этой информации новому исполнителю коммунальных услуг и ответственность управляющей организации за непредоставление сведений или ошибки в них (пп. «б» п. 1 ПП РФ № 897).

Все данные, необходимые для расчётов и взимания платежей, УО должна передать не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Эта дата, как правило, указывается в протоколе общего собрания собственников, на котором участники приняли решение о переходе на прямой договор.

Передать информацию УО обязана в двух вариантах: на электронном носителе и на бумаге. Документ должен быть подписан руководителем управляющей организации или председателя Правления ТСЖ/ЖК.

В ПП РФ № 354 появилось примечание о том, что УО будет отвечать за ошибки, которые содержатся в переданной РСО информации или за непредоставление всех или части сведений в соответствии с п. 6 ПП РФ № 354 (пп. «б» п. 1 ПП РФ № 897).

Напомним, что согласно п. 155(1) ПП РФ № 354, исполнитель КУ уплачивает штраф потребителю, если последний докажет, что ему необоснованно увеличили плату за коммунальные услуги. Если к такой ситуации приведут ошибки в переданных в РСО управляющей организацией информации, то именно УО будет возмещать поставщику ресурсов убытки, связанные с уплатой штрафа. Такие же санкции в отношении УО будут применены в случае, если она не передаст необходимые для расчётов сведения или передаст не в полном объёме.

Закреплена обязанность УО передавать в РСО сведения из реестра собственников помещений

постановление № 897 вводит ещё одно требование к перечню информации, которую управляющая организация обязана передать в РСО после перехода к предоставлению собственникам коммунальных услуг по прямым договорам. В ПП РФ № 354 теперь есть п. 6(1) и п. 148(1-1). Он обязывает управляющую организацию, утратившую статус исполнителя коммунальных услуг, передать в РСО или регоператору по обращению с ТКО сведения из реестра собственников, которые позволят «идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме» (пп. «в, ш» п. 1, ПП РФ № 897).

К таким сведениям ПП РФ № 897 относит: для физических лиц – фамилию, имя и отчество; для юридических лиц – полное наименование и основной государственный регистрационный номер; номер помещения в собственности; сведения о размере принадлежащей лицу доли в праве общей собственности.

Сведения из реестра собственников также передаются управляющей организацией без получения на это согласия субъектов персональных данных. Информация направляется в РСО или регоператору в двух форматах: на электронном носителе и на бумаге с подписью руководителя УО. Важно ПП РФ № 897, закрепив перечень информации, которую должна получить РСО от управляющей организации после заключения договора, заметно усложнил и так непростую жизнь последних.

Первая проблема: передать в РСО реквизиты документов, удостоверяющих личность собственников или нанимателей помещений в доме. Где управляющим организациям взять данные паспортов собственников, военных билетов или временных удостоверений личности, непонятно.

Проблема вторая: направить новому исполнителю КУ реквизиты документов, удостоверяющих право собственности на помещения. Конечно, большинство этих данных можно получить, заказав свежую выписку из Росреестра. Но даже в ней могут не содержаться сведения обо всех собственниках и документах, подтверждающих право владения, ведь список таких документов достаточно большой.

Проблема третья: возмещение управляющей организацией убытков РСО, если таковые возникнут из-за недостоверности сведений или не передачи информации. Собственники редко сообщают в УО об изменениях, связанных с их жилыми помещениями: о смене владельца или количества проживающих, разделении долей в праве собственности, о замене ИПУ.

Запомнить:

Поставщик отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома.

В договоре горячего водоснабжения и водоотведения нужно определить границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги. Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.

Что изменилось в сфере управления и содержания общего имущества в МКД, проведении общих собраний собственников и формировании фонда капитального ремонта дома

1.Введены штрафы за несоблюдение требований к безопасному использованию и содержанию лифтов

17 марта 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 06.03.2019 № 23-ФЗ, который также предусматривает для управляющих организаций штрафы до 350 000 рублей за несоблюдение требований при организации безопасного использования/содержания лифтов и подъёмников для инвалидов, установленных в МКД, согласно № 23-ФЗ и ч.ч. 1, 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ.

При этом штраф в 350 000 рублей может быть назначен в случае, если нарушения в работе оборудования представляют угрозу для жизни или здоровья людей. В такой ситуации должностное лицо УО может быть дисквалифицирован на срок до 1,5 лет, а работа управляющей организации приостановлена на 90 суток.

2.В жилых помещениях МКД запрещено размещать хостелы и мини-гостиницы

Федеральный закон от 15.04.2019 № 59-ФЗ запретил размещать гостиницы в жилых помещениях МКД. Владельцам существующих хостелов придётся перевести помещения из жилых в нежилые. С 1 октября 2019 года в МКД могут существовать хостелы и отели, размещённые на первом этаже и у которых оборудован отдельный вход. Помещение, которое занимает мини-гостиница, должно быть переведено из жилого в нежилое, что зафиксировано в ч. 3 ст. 17 ЖК РФ в редакции № 59-ФЗ.

3.Усложнён порядок перевода жилого помещения в нежилое

Федеральный закон от 29.05.2019 № 116-ФЗ изменил порядок изменения статуса помещения в многоквартирном доме. С 9 июня 2019 года, чтобы перевести квартиру в статус нежилого помещения в МКД, например, под офис или хостел, собственнику нужно будет получить письменное согласие владельцев всех примыкающих квартир. Примыкающими помещениями признаются все помещения, имеющие общую стену с объектом перевода, и те, которые расположены сверху и снизу. Но согласия только соседей будет недостаточно: для перевода помещения в статус нежилого собственнику будет необходимо вынести этот вопрос на общее собрание.

В связи с этим № 116-ФЗ внёс изменения в правила проведения ОСС: Решение о переводе помещений в нежилые отнесёно к компетенции общего собрания собственников (п. 4.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для решения этого вопроса введён специальный кворум в зависимости от количества подъездов в доме. Он закреплён в ч. 3 ст. 45 ЖК РФ. Также на ОСС собственнику переводимого в нежилое помещения придётся вынести вопрос об оборудовании обязательного отдельного входа в него, поскольку сделать это без переустройства общих конструкций дома чаще всего невозможно (ч. 2 ст. 22, п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

3. Изменены правила оформления протоколов общих собраний собственников помещений в МКД В марте 2020 года Минстрой РФ изменил правила оформления протоколов общих собраний собственников помещений в ОСС и порядок их предоставления в органы ГЖН. Ранее эти действия регулировались № 937/пр, но 5 марта он утратил силу – в действие был введён приказ Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр.

Так, подписать документ должны председатель, секретарь ОСС, члены счётной комиссии. Если их кандидатуры при голосовании на ОСС были отклонены, то протокол подписывает инициатор собрания.

При создании ТСЖ протокол подписывают все проголосовавшие за это собственники. Новый приказ также уточнил некоторые требования к оформлению протокола ОСС: к дате проведения общего собрания, к сведениям о председателе, секретаре и членах счётной комиссии, к спискам присутствующих на собрании, к сведениям о помещениях и участниках ОСС.

В требования к порядку направления в орган ГЖН протокола ОСС внесена обязанность инициаторов передавать в надзорное ведомство не копии, а подлинники документов.

Разместить скан-образы документов в ГИС ЖКХ необходимо в течение пяти рабочих дней со дня направления решений и протокола в орган ГЖН. Инициатор собрания по переходу собственников на прямые договоры с РСО должен самостоятельно в одно время направить подлинники в ГЖИ и копии – в УО/ТСЖ, РСО или регоператору по обращению с ТКО.

Увеличен размер госсубсидий на проведение капитального ремонта

Минстрой РФ в начале года уделил внимание вопросу проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2019 № 114 внесены изменения в Правила предоставления средств на капремонт из Фонда содействия реформирования ЖКХ. В частности, увеличен максимальный размер государственной субсидии, которую можно получить в Фонде ЖКХ на капремонт: если ранее он достигал только 50% от суммы работ, то теперь можно получить до 80% от стоимости работ.

Претендентам на субсидии не нужно будет подтверждать, что заявленные в капремонте работы помогут повысить энергоэффективность МКД и снизить потребление коммунальных ресурсов: ПП РФ № 114 введена единая формула расчёта годовой экономии КР.

Одновременно с ПП РФ № 114 Минстрой РФ утвердил новый свод правил проектирования и капитального ремонта кровель многоквартирных домов: изменения в «СНиП II-26-76 Кровли» утвердил приказ Минстроя РФ от 18.02.2019 № 111/пр.

Приказ № 111/пр ввёл повышенные требования к толщине и прочности утеплителя на плоских крышах. Новые нормативы, по мнению экспертов, повысят надёжность кровель и увеличат срок их службы на 15–25 лет, что позволит сэкономить собственникам и управляющим организациям, которым придётся реже проводить текущий ремонт. Новые нормы вступили в силу 18 августа 2020 года.

Регламентированы правила предоставления жителям услуг по добровольному страхованию жилья В августе 2020 года также вступил в силу Федеральный закон № 03.08.2018 № 320-ФЗ, согласно которому управляющие организации и ТСЖ должны внести в платёжные документы за ЖКУ строку «страхование жилья». Этот платёж будет добровольным: при желании жители МКД могут отказаться от страхования жилья.

Если собственник оплатит сумму страховки, указанную в квитанции, то по новому закону будет считаться, что он заключил договор страхования жилья согласно региональной программе страхования жилья от чрезвычайных ситуаций. Перечень ситуаций, от которых в рамках программы будет застраховано помещение, каждый регион определит сам в зависимости от вероятности возникновения на территории тех или иных стихийных бедствий или ЧС.

Изменения в НПА, касающихся коммунальных услуг, расчёта платы за теплоснабжение многоквартирных домов, приборов учёта и «мусорной реформы»

1.Плата за отопление разделена на плату за индивидуальное отопление и за теплоэнергию на СОИ Наиболее важные изменения в жилищном законодательстве, которые произошли в 2019 году, касались расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирных домах.

Это связано с постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П. КС РФ предписал законодателям изменить подход к расчётам платы за теплоснабжение в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества.

Соответствующие изменения внесло в ПП РФ № 354 новое постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Так, потребитель, отключивший централизованное отопление в квартире, может не платить за него внутри помещения, но должен платить за отопление, потраченное на содержание общего имущества собственников. Однако не платить за индивидуальное отопление жилого помещения при автономном оборудовании потребитель может только в том случае, если при отключении в квартире централизованного теплоснабжения он соблюдал требования законодательства к переустройству: разработал техдокументацию и согласовал работы с органом МСУ.

Также новое постановление урегулировало порядок расчёта платы за отопление с учётом показаний индивидуальных приборов в тех МКД, где не все помещения оборудованы ИПУ.

28 декабря 2020 года во исполнение сразу двух постановлений Конституционного суда РФ – от 10.06.2018 № 30-П и от 20.12.2018 № 46-П – вышло постановление Правительства РФ № 1708. Оно внесло изменения в ПП РФ № 354, предусмотрев в формулах расчёта нулевой объём потребления тепловой энергии в помещении собственника: как по показаниям ИПУ, так и при установленном автономном отоплении.

2.Федеральный закон от 26.07.2019 № 241-ФЗ ввёл новые виды домов, в которых можно не устанавливать счётчики и внёс корректировки в ст. 13 № 261-ФЗ.

УО и собственники помещений в МКД не обязаны устанавливать приборы учёта коммунальных ресурсов в домах, степень износа которых выше 70%. Требования по оснащению приборами учёта теперь распространяются на все ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту дома.

3. Федеральный закон от 29.05.2019 № 114-ФЗ закрепил административную ответственность потребителей за повторное самовольное подключение к сетям электро- и теплоснабжения. Для физлиц штраф составит от 15 до 30 тысяч рублей. Управляющие организации, которые борются с воровством ресурсов в многоквартирных домах, могут использовать этот аргумент при ведении информационной работы среди жителей.

4.Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 № 522-ФЗ, в июле 2020 года в России начнётся введение системы интеллектуального учёта электроэнергии.

В МКД старые ИПУ будут массово менять на «умные», которые смогут автоматически передавать показания и ограничивать подачу света неплательщикам. Плату за новые приборы РСО включат в тариф.

4. Создан единый экологический оператор и изменены обязанности УО по содержанию контейнерных площадок

С 1 января 2020 года, согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах России начала действовать «мусорная реформа», но и в этом году законодатели продолжают корректировать НПА и утверждать новые документы, которые изменяют требования к работе новой системы по обращению с ТКО. Так, 14 января 2020 года официально началось создание комплексной системы обращения с ТКО согласно Указу президента РФ от 14.01.2019 № 8 – Российского экологического оператора. Единый оператор был зарегистрирован уже 10 апреля 2019 года. К его функционалу относится создание и управление комплексной системой по обращению с отходами, создание системы переработки вторсырья и контроль вредного воздействия ТКО на человека и окружающую среду. Для управляющих организаций и ТСЖ важным изменением, которое касалось сферы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, стали требования постановления Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572. Этот документ исключил из минимального перечня работ и услуг по содержанию общего имущества собственников обязанность УО убирать контейнерную площадку после погрузки мусора в машины регоператора.

К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины – за это теперь отвечает регоператор (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

5. Обновлён перечень вопросов для квалификационного экзамена руководителей УО

Одно из самых «свежих» изменений в законодательстве, которое напрямую регулирует работу управляющих организаций, внёс приказ Минстроя РФ от 26.06.2019 № 366/пр. Документ обновил перечень вопросов экзамена для получения квалификационного аттестата соискателя лицензии по управлению МКД. В квалификационном экзамене появились вопросы, связанные с новыми правилами работы аварийно-диспетчерской службы и лицензионными требованиями. Этот экзамен обязаны сдавать все руководители УО для получения лицензии на управление многоквартирными домами.

Имеет ли право управляющая компания без предупреждения отключить электроэнергию

На этот вопрос существует положительный и отрицательный ответ – все зависит от конкретной ситуации. К примеру, если Вам приходят квитанции на оплату электроэнергии от конкретной энергетической фирмы, то это автоматически говорит, что поставщиком данной услуги является не УК, и соответственно она не имеет права как-то ограничивать подачу энергоресурсов.

В случае же, когда проводится оплата общей квитанцией на расчетный счет управляющей компании и возникает значительная задолженность, то она, согласно правительственного постановления под номером 354, имеет полное право ограничить поставку электроэнергии.

Что делать, если УК не представила ответ?

Если ответ на заявку представлен не в полном объеме или же его вовсе не последовало, человеку не следует это игнорировать. Такая реакция УК может говорить о том, что она действительно не выполняет свои обязанности должным образом.

Прежде всего, следует обратиться непосредственно к руководителю компании. При обращении нужно представить документы, подтверждающие невыполнение сотрудниками своих прямых обязанностей. Иногда действия сотрудников не известны директору, и он может решить проблему без привлечения вышестоящих инстанций.

В случае если объяснить ситуацию при личном обращении к директору невозможно или должностное лицо не принимает никаких мер после обращения, человек имеет право оформить претензию.

Если компания не устраняет свои нарушения и после претензии, то собственнику жилья придется обращаться в соответствующие региональные органы. Таковыми являются жилищная инспекция и прокуратура. Обратиться в контролирующий орган можно двумя способами:

  • оформить жалобу на официальном интернет‑ресурсе органа — такой способ более удобен, так как можно быстро подать документ в любое время суток;
  • отправить заказным письмом — в таком случае следует обязательно указать адрес.

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

При составлении жалобы необходимо кратко и четко излагать суть проблемы. Не стоит допускать описания эмоций в документе. Текст должен быть написан понятным почерком. Не следует писать слишком мелкими буквами, так как такую жалобу сотрудники могут просто не понять.

Если во время проведения проверки контролирующий орган не выявил нарушений, то собственник имеет право обратиться в суд, к которому относится адрес юридического лица. Обращаясь в суд, потребуется составить исковое заявление и оплатить государственную пошлину.

Может ли управляющая компания начислять пени

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Согласно законодательству, если Вы отказываетесь оплачивать счета, опираясь на п. 14 ст. 155 ЖК РФ, по окончании месяца задолженности организация имеет право списывать пеню. Ее размер составляет 1/300 ставки рефинансирования центробанком РФ, а уже по истечении 90 дней сумма увеличивается до 1/130 части от долга.

Ответственность управляющей компании

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Управленческий орган должен осуществлять огромный перечень работ по обслуживанию объекта недвижимости. За бездействие или несвоевременную реакцию на возникшие трудности, компания несет ответственность перед жильцами и, в серьезном случае, перед законом: административного или уголовного характера. Основными службами, контролирующими деятельность УК, являются прокуратура и Государственная жилищная инспекция. Ограниченными полномочиями также владеют пожарные службы, полиция, Роспотребнадзор и органы местного самоуправления.

Основные функции УК

На коммунальную организацию возложено множество функций. Она:

  • выступает посредником в поставке ресурсов;
  • обслуживает дом;
  • осуществляет ремонт;
  • поддерживает хорошее техническое состояние оборудования;
  • представляет собственников жилья перед РСО;
  • является единым исполнителем коммунальных услуг перед владельцами квартир.

Фактически УК выполняет те же функции, что возлагались на участки ЖКО. Некоторые изменения были вызваны временем, организация приобрела большую независимость.

Очевидно, что ни один многоквартирный дом не сможет нормально существовать без слаженного обслуживания, контроля состояния коммуникаций и систем, ухода за придомовым участком.

Если УК не справляется с обязанностями

Недовольство работой УК – распространенное явление. Часто жильцы жалуются, что компания недобросовестно выполняет свои обязанности, например, проводит некачественный капитальный ремонт балконов. В результате пренебрежения состоянием оборудования возникают неустойки и случаи завышения тарифов.

В этой ситуации можно обращаться в разные инстанции:

  • суд;
  • прокуратуру;
  • местную администрацию;
  • контролирующие структуры – Роспотребнадзор , жилищную, пожарную инспекцию и так далее.

Точно определить, в какой орган подавать заявление, поможет юрист – специалист в сфере жилищного права. Но для начала стоит постараться решить конфликт мирным путем и обратиться к руководству коммунальной фирмы.

Для этого нужно составить письменную претензию, детально описать в ней ситуацию и объяснить, в чём заключается ненадлежащее предоставление услуг. С полученным ответом можно отправляться в вышестоящие надзорные структуры.

В суд и прокуратуру обычно обращаются с серьезными нарушениями. Как показывает практика, коллективная жалоба эффективнее обращения одного жильца.

Все должностные инструкции специалистов в сфере ЖКХ: по работе с населением, абонентского отдела и другие

Если управляющая компания не спешит выполнять свои обязанности

В случае когда большинство собственников квартир не удовлетворены объемом и качеством предоставляемых услуг от УК, они могут в ультимативном порядке потребовать исправление недочетов. В случае игнорирования или невыполнения требований они также могут обратиться за помощью к контролирующим органам, и при обнаружении нарушений законодательства, к УК будут применены административные или уголовные взыскания, с возможностью частичного или полного отстранения от выполнения обязанностей.

В компетенцию каждого органа, осуществляющего проверку, входит наложение значительного штрафа как на юр. лицо, так и непосредственно на работника, занимающего определенную должность. Основная задача – это доказать, что нарушение действительно имело место.

Для полноценного исполнения своих функций, управляющая компания в обязательно проходит процедуру лицензирования. Лишение лицензии – мощный инструмент влияния на ее деятельность. Но сделать это реально только в судебном порядке. При этом Государственная жилищная инспекция не спешит отбирать право на предоставление услуг, ввиду отсутствия уверенности, что на время судебных разбирательств не придет новая компания, выполняющая свои обязанности еще более на низком уровне. В исключительных случаях выбирается такой способ влияния. А так, жильцы, не удовлетворенные трудом обслуживающей организации, на коллективном собрании могут отказаться от ее услуг, не прибегая за помощью к контролирующим органам. От активной позиции каждого владельца зависит благополучная жизнь всего дома.

Северо-Западный округ — один из самых богатых на практику

► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2019 N Ф07-5432/2019 по делу N А42-7017/2018 Удовлетворили иск о взыскании задолженности за тепловую энергию, указав, что объем тепловой энергии должен определяться на основании введенного в эксплуатацию и поверенного общедомового прибора учета, поскольку конструктивно находящийся в управлении многоквартирный дом представляет единую строительную конструкцию, хотя имеющую различные почтовые адреса:

  • признаками единства МКД, как объекта оконченного строительства, могут являться единые внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения и помещения общего пользования.
  • отдельная почтовая нумерация домов не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о том, что здания являются отдельными многоквартирными домами.

Два корпуса имели общие основные конструктивные элементы: общую несущую стену между домами, общий фундамент, ограждающие и несущие конструкции, крышу, общие внутридомовые системы водоснабжения и отопления. Подвальные помещения имели сквозной проход и оборудованы единым тепловым узлом. Исходя из этого суды пришли к выводу о том, что объем тепловой энергии должен определяться на основании единственного прибора учета.

► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2017 N Ф07-10727/2017 по делу N А42-5555/2016 Управляющая организация пыталась обязать ресурсников принять в эксплуатацию прибор учета узла коммерческого учета тепловой энергии, расположенного в многоквартирном доме.
Ей отказали:
узел учета тепловой энергии определял объем тепловой энергии, потребленной тремя отдельно стоящими зданиями, а именно двумя многоквартирными домами, а также нежилым зданием наркологического диспансера.

«При этом прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является общедомовым прибором учета в силу понятия, используемого в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, согласно которому „коллективный (общедомовой) прибор учета“ — это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом…
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях».

► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2019 N Ф07-9799/2019 по делу N А56-135599/2018, засилено определением Верховного Суда РФ от 16.12.2019 N 307-ЭС19-23434 Управляющая организация управляла домами «на сцепке», начисляла по показаниям единственного счетчика. От жилищной инспекции пришло предписание считать по нормативу. Суд оценил законность такого требования и признал его правильным

(правда, не сразу — только в кассационной инстанции):

  • спорный прибор учета тепловой энергии не отвечает признакам ОДПУ в отношении спорных МКД, поскольку учитывает совокупное потребление нескольких самостоятельных объектов недвижимости и не позволяет достоверно определить потребление каждого объекта отдельно.
  • каждый из рассматриваемых домов индивидуален по составу и состоянию общего имущества, инженерных систем, и данный прибор учета не отражает реальное количество тепла, которое затрачено на отопление каждого дома.
  • дома имеют разный класс энергоэффективности, что также говорит о невозможности равномерного распределения объемов теплопотребления.
  • нет доказательств отсутствия технической возможности для оборудования каждого МКД прибором учета тепловой энергии. Наоборот, представитель ресурсоснабжающей организации в суде признал такую техническую возможность и возможность расцепления сетей.
  • платы за отопление, исчисленной по нормативам, будет меньше, чем плата, начисляемая по показаниям спорного прибора учета.

Противоположная позиция того же суда,

и тоже засилена в ВС РФ — Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2019 N Ф07-15448/2019 по делу N А56-113924/2018, Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2020 N 307-ЭС20-3509 Спор о взыскании задолженности с собственника помещения закончился в пользу управляющей организации. Дома были «на сцепке», а стороны как раз спорили о возможности применения показаний одного счетчика, если он установлен в отношении нескольких домов. Собственник настаивал на том, что при отсутствии отдельного учета по каждому дому количество потребленной тепловой энергии на нужды отопления должно определяться по нормативам потребления. Управляющая организация исходила из того, что поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 не регламентирован порядок определения количества ресурса, отпущенного нескольким домам, учет которого в силу технологических особенностей осуществляется одним прибором учета, то
для определения объема можно использовать показания имеющегося счётчика.
И суды с такой позицией согласились.

► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2019 N Ф07-11865/2019 по делу N А42-10580/2017 Здесь тоже был спор о взыскании задолженности за теплоэнергию при наличии одного счетчика в отношении нескольких последовательно присоединенных многоквартирных домов. Правда, спорили здесь уже ТСЖ и ресурсоснабжающая организация. Товарищество хотело платить по счётчику, а ресурсники с него требовали по нормативу. Выиграло ТСЖ. Обоснование было похожим на решение из предыдущего дела, плюс добавились пункты договора теплоснабжения, в котором стороны прописали учет ресурса по прибору учета. Суды отказали ресурсоснабжающей организации во взыскании задолженности, рассчитанной по нормативам, признав правомерным определение объема тепловой энергии на основании показаний прибора учета,

допущенного в установленном порядке в эксплуатацию и имеющего неистекший срок поверки в расчетном периоде. В этом деле суд даже назначал экспертизу, чтобы узнать, есть ли техническая возможность установки прибора учета во втором доме без реконструкции, капитального ремонта существующих и (или) создания новых внутридомовых инженерных систем. Оказалось, что нет. Ещё из заключения эксперта следовало, что два многоквартирных дома
«конструктивно являются одним строением с общим фундаментом, общей внутренней несущей стеной, с общей системой теплоснабжения, отопления, водоснабжения, с одним тепловым пунктом».
► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2018 N Ф07-7043/2018 по делу N А56-66254/2017

Суды решили, что установка ОДПУ, учитывающего теплопотребление двух и более домов, не противоречит закону об энергосбережении.

Они взыскали с управляющей компании в пользу ресурсоснабжающей организации расходы на установку такого одинокого счетчика.

Суды учли, что до предъявления иска, компания не предъявляла возражений относительно прибора учета, передавала его показания и рассчитывала на основании этих показаний объем потребленной тепловой энергии.

► Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 N 88-2084/2019 Жителю Санкт-Петербурга отказали в иске к управляющей организации, от которой он требовал перерасчета платы, ссылаясь на то, что общедомовой прибор учета в доме отсутствует, и расход коммунальной услуги по отоплению должен определяться исходя из норматива. Дом не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, так как не имел самостоятельного ввода в магистральную внутриквартальную сеть, что «препятствует оборудованию индивидуального теплового пункта, находится на „сцепке“ с другими многоквартирными домами, где оборудован тепловой пункт и узел учета тепловой энергии, осуществляющий учет теплопотребления одновременно всех многоквартирных домов». Расчет платы происходил пропорционально площади расположенных «на сцепке» жилых домов, что суды посчитали законным. В решении также содержалась ссылка на письмо Жилищного комитета от 21.06.2013 N 2-1906/13, в соответствии с которым инженерная система многоквартирных домов «на сцепке» учитывается как единая инженерная система централизованного отопления многоквартирного дома, и расход тепловой энергии нескольких многоквартирных домов «на сцепке» учитывается единым на такие дома узлом учета тепловой энергии,

ввиду чего начисление потребителям платы за отопление в таких домах («на сцепке») расчет платы за тепловую энергию необходимо производить согласно показаниям одного прибора учета.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.