Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность
Содержание
- 1 Невостребованные земельные доли
- 2 Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность
- 3 Практики
- 4 Оформление невостребованных земельных долей :
- 4.1 Земельная реформа
- 4.2 Появление проблемы
- 4.3 Основания признания долей невостребованными
- 4.4 Почему были внесены изменения?
- 4.5 Как возвратить
- 4.6 Наследование
- 4.7 Документы, подтверждающие использование земли
- 4.8 Порядок оформления в собственность местными властями
- 4.9 Земля на продажу
- 4.10 Ответственность
Невостребованные земельные доли
Среди сельскохозяйственных угодий, иногда встречаются земли, относящиеся к категории невостребованных, такие участки владельцы не эксплуатировали на протяжении нескольких лет. Согласно действующему законодательству, невостребованными земельными долями называют земельные участки, которыми никто не пользовался дольше, чем три года.
До принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», под понятием невостребованной земельной доли понималась доля, входящая в структуру общего долевого владения землей, однако, непосредственный владелец не эксплуатировал ее в течении срока, превышающего три года.
Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли.
Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось. Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной.
На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?
Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям. Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще.
Новая редакция закона говорит о том, что доля земли не может являться невостребованной. Она будет считаться таковой только в том случае, если владелец не передал ее в аренду или поступил с ней как-то иначе (об этом говорит пункт 1 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»).
К причинам дополнительного характера для отнесения доли к списку невостребованных, относят случаи, когда:
- собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
- собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
- наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
- законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.
Ранее признать доли земли невостребованными не было возможности, так как их владелец, он же и является наследодателем, самостоятельно распоряжался указанной долей земли.
На данный момент, подобная возможность возникла. При этом, когда долю земли передали в аренду, но владелец скончался, а наследники по каким-то причинам не вступили в права наследования, ее могут законно отнести к невостребованным землям.
Не каждый из владельцев соглашается с тем, что принадлежащая ему доля в общей земельной, будет относиться к числу невостребованных.
Свое мнение они могут выразить письменно, направив заявление в ОМС того населенного пункта, в пределах которого размещен спорный земельный надел.
Кроме того, свое несогласие с определением, данным для его доли, владелец последней может высказать при сборе всех участников долевого владения. Все заявления владельцев о необоснованности решения, которое принято в отношении их долей, могут послужить веской причиной для вывода данной доли из числа невостребованных.
В законе «Об обороте земель сельхозназначения», в пункте 6 статьи 12.
1 говорится о том, что любой собственник, несогласный с тем, что к его земельной доле было применено определение невостребованной, должен выразить свои возражения на этот счет в письменном виде и отправить их в ОМС, а также сделать заявление по этому поводу на собрании всех владельцев долей.
Решение о том, что землю следует отнести к невостребованным долям и внести ее в соответствующий список, утверждается именно на общем собрании собственников.
Таким образом, мы видим, что для принятия решения о прекращении статуса доли как невостребованной, необходимо предпринять оба шага. В противном случае, доля, попавшая в список невостребованных, не может быть из него извлечена.
Хотя никогда не стоит отчаиваться. Даже если вы пропустили сроки и не успели выразить свое возражение органам местной власти и на общем собрании собственников, шансы вывести свою земельную долю из списка невостребованной у вас остаются.
Как только до вас доходит информация о признании вашей земельной доли невостребованной, сразу же обращайтесь в суд.
На нем органы местного самоуправления будут претендовать на то, чтобы эта доля была передана им в частную собственность.
Поверьте, суд обязательно будет на вашей стороне, и не даст свое разрешении на признание прав органов самоуправления на вашу земельную долю.
Оформление невостребованных земельных долей
В список лиц, земельная доля которых может быть отнесена к ряду невостребованных земель, вносятся те лица, которые на протяжении определенного законом времени не пользовались своей землей, не сдавали ее в аренду и не распоряжались каким-либо другим образом.
По тем земельным долям, которые не нашли своих собственников после смерти наследодателя, составляются отдельные списки. Таким образом, органы местного самоуправления того населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок, выполняют требования, изложенные в п.2, ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Различают два вида списков, включающих лица или доли, которые могут быть отнесены к невостребованным. Эти списки составляются в зависимости от того, на каких основаниях доли признаются невостребованными.
После составления списков, ответственные лица помещают его в средства массовой информации с целью информирования граждан. Также списки размещаются на информационных щитах, которые находятся на территории местных органов самоуправления.
Эта процедура обязательна и должна осуществляться за три месяца до того времени, когда будет созываться общее собрание собственников для утверждения списков.
Когда список невостребованных земель опубликован в печати, органы местного самоуправления созывают собрание всех собственников земельного надела, где выделяются конкретные невостребованные участки. На собрании, собственники своим решением утверждают данный список.
Если по истечении четырех месяцев после опубликования списка долей, отнесенных к невостребованным, собрание так и не состоится, и список не будет утвержден собственниками, данной процедурой будут заниматься органы местного самоуправления. То есть список утверждается без участия всех собственников земельного участка.
В законодательных документах не указываются те причины, по которым могут быть перенесены полномочия на утверждение списков от общего собрания собственников к органам местного самоуправления.
К причинам может относиться и отсутствие кворума на собрании, и несогласие определенного количества собственников с данным решением.
Как только список будет утвержден общим собранием или органами местного самоуправления, доли, которые указаны в этом списке, будут признаны невостребованными. Далее местное самоуправление обращается в суд с целью добиться признания прав собственности на данную землю.
В том случае, когда никто не оспорит решение собственников, и суд признает за органами местного самоуправления их право собственности на невостребованную земельную долю, земля может быть зарегистрирована.
Как только земельная доля пройдет государственную регистрацию, новый владелец получает право собственности на нее (согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ).
Как органы местного самоуправления могут распоряжаться невостребованными земельными долями?
Вступив в права собственности на невостребованные доли, орган местного самоуправления должен за один месяц ознакомить граждан с информацией о данных землях, которые могут быть приобретены в собственность. Цена на эту землю будет составлять не более 15% от ее кадастровой стоимости.
Эта цена не может быть изменена, так как она установлена законодательно. То есть никто из субъектов РФ не властен определять ни ее максимум, ни минимум. Каким бы ни было желание собственников, стоимость земли остается стабильной – 15% от кадастровой стоимости.
Сообщение о том, что невостребованная земельная доля выставляется на продажу, должно быть размещено на страницах печатных изданий или в других средствах массовой информации, которые определяются субъектом Российской Федерации.
Также сообщение размещается на официальном сайте органа самоуправления, если таковой имеется. Данную информацию должны содержать специальные щиты для сообщений, которые находятся на территории муниципального образования.
Кто же пользуется преимуществом в праве выкупа данных земель?
По закону, таким преимуществом пользуются те организации или фермерские хозяйства, которые используют землю, находящуюся в долевой собственности, в течение полугода после того, как невостребованная доля перешла в собственность органа местного самоуправления.
Когда по истечению 6 месяцев, покупатель на долю не будет найден, данный участок в течение года должен быть выделен органом самоуправления в счет собственных земельных долей. При этом необходимо соблюдать принцип минимальных размеров земельных наделов.
После проведения такой процедуры, земельный участок может быть выставлен на продажу полностью. Условия продажи будут изменены, в зависимости от законодательства субъекта Российской Федерации по регулированию земельных отношений.
3 Комментария
Источник: http://o-nedvizhke.ru/zemlya/nevostrebovannye-zemelnye-pai.html
Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность
Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность происходит при неиспользовании земельных наделов их законными владельцами. В таком случае местные власти вправе перевести такие земли в муниципальные владения на основании судебного решения.
Понятие невостребованных земель
К невостребованным землям можно отнести только доли земельного надела сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные наделы часто не разделены на отдельные участки и находятся во владении группы граждан, каждый из которых имеет право распоряжения определённой долей.
Согласно положениям п.п. 1,2 ст. 12.1 Закона № 101, к невостребованным землям можно отнести доли сельскохозяйственных участков при наличии следующих оснований:
- Земли не были использованы по назначению в течение 3-х лет;
- Земли не были переданы в аренду третьим лицам в течение 3-х лет;
- Земли являются выморочным имуществом;
- О собственниках земель отсутствуют сведения в едином реестре недвижимости.
Выморочным имуществом называются участки, собственники которых умерли и не оставили законных наследников или завещания, или данные наследники отказались принять наследство.
Процедура оформления
Порядок оформления земли в муниципальную собственность осуществляется следующим образом:
- Исполнительные органы власти составляют список владельцев долей, которые могут считаться невостребованными;
- Список вывешивается по адресу нахождения общего земельного надела и на сайте городской администрации;
- Через 90 дней после опубликования списков созывается собрание владельцев долей сельскохозяйственного надела, чтобы решить судьбу невостребованных земель;
- На собрании принимается решение об использовании невостребованных долей;
- Если в течение 30-ти дней после созыва собрания, но не позднее, чем через 4 месяца после вывешивания списков, владельцы неиспользуемых долей не объявляются, городские власти признают такие доли невостребованными;
- Городские органы власти обращаются в суд с требованием перевести невостребованные доли в муниципальную собственность.
Список неиспользуемых земель составляется по основаниям, приведённым выше. Во время ожидания созыва собрания (90 дней) владельцы неиспользуемых земель могут обратиться с письменным заявлением о желании продолжить хозяйствование на своих долях.
Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона № 101, обращение владельцев долей с заявлением может стать основанием для исключения таких долей из списка невостребованных земель.
Собрание дольщиков инициируется земельным департаментом местного муниципалитета путём подачи извещения через средства массовой информации, включённые в региональный список СМИ для официальных объявлений.
На собрании избирается председатель, после чего происходит зачтение списка невостребованных долей, составленного администрацией города. Если на собрании присутствуют собственники долей, которые могут быть признаны неиспользуемыми, такие собственники могут подать председателю собрания письменное заявление о желании оставить доли во владении.
Вместе с заявлением владельцы должны предъявить следующие документы:
Как правило, присутствия владельцев невостребованных долей на собрании достаточно, чтобы принадлежащие им доли были исключены из списка невостребованных земель, за исключением случаев, когда участки были использованы с нарушениями правил природопользования, приводящими к обеднению почвы.
После рассмотрения заявлений собрание дольщиков принимает одно из следующих решений:
- Признать все земли из списка востребованными;
- Утвердить список неиспользуемых долей;
- Утвердить список неиспользуемых долей частично.
Решение принимается простым большинством . В первом и во втором случае копия протокола собрания направляется в земельный департамент местной администрации, который инициирует обращение в судебные органы.
Суд признаёт невостребованные земли муниципальной собственностью по итогам рассмотрения протокола собрания дольщиков и заявлений собственников невостребованных земель.
Участвовать в судебных прениях или оспорить принятое решение суда могут не только собственники долей, но и их наследники по закону или по завещанию.
Как предотвратить признание доли невостребованной?
Владельцы неиспользуемых долей, как и их наследники, могут предотвратить изъятие своих земель на нужды муниципалитета, обратившись с заявлением:
- В земельный департамент местного самоуправления;
- К общему собранию дольщиков.
Заявление должно быть составлено на бумаге формата А4 и начинаться с наименования места обращения в верхнем правом углу титульного листа. Далее посередине листа пишется слово «Заявление», ниже следует информация об использовании земель с доказательствами такого использования. К доказательствам могут относиться:
- Свидетельства соседних землепользователей;
- Копия арендного соглашения;
- Свидетельство о наследственном праве;
- Квитанции об оплате земельного налога (или иных обязательных платежей) в течение последних трёх лет.
Свидетельство о наследственном праве могут подавать объявившиеся наследники выморочного имущества. В качестве доказательства родства им необходимо взять справки из органов ЗАГС.
Если у заявителя имеются свидетели в том, что он появлялся регулярно на используемом участке в течение последних трёх лет и осуществлял на нём хозяйственную деятельность, то показания данных свидетелей необходимо оформить в виде отдельного документа, который прикладывается к заявлению. При доведении дела до суда свидетелей необходимо пригласить на слушание.
Когда судебное решение о признании невостребованной земли принято, собственник доли участка из списка может оспорить решение в областном или верховном суде, если он не смог убедить суд в ответственном хозяйствовании на участке или не мог присутствовать на заседании по уважительным причинам.
Итак, невостребованные собственниками земельные участки могут быть переданы в муниципальную собственность, если после объявления списков таких земель их владельцы не обратятся с письменным заявлением в администрацию или к собранию дольщиков. Решение собрания или постановление местных властей можно оспорить в судебном порядке.
Источник: https://law03.ru/land/article/kak-oformit-municipalnuyu-zemlyu-v-sobstvennost
Практики
в социальных сетях
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» органы местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1). В соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления при подаче иска освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому на бюджеты района и поселений эта работа не оказала негативных влияний.
После признания права муниципальной собственности на земельные доли, проведения землеустройства и оформления свидетельств на земельные участки муниципальное образование вправе передать земельные участки в аренду или в собственность сельскохозяйственной организации.
Сформированные в счет невостребованных земельных долей земельные участки также могут быть предоставлены субъектам предпринимательской деятельности, в том числе после изменения категории земельного участка.
При наличии свободных земельных участков в муниципальной собственности срок их предоставления для использования субъектами предпринимательской деятельности существенно сократился.
Лискинский район Воронежской области
В Лискинском районе Воронежской области проводится работа по формированию из невостребованных долей, признанных в судебном порядке собственностью муниципального образования, земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Внедрение данной практики в Лискинском районе было обусловлено необходимостью привлечения новых инвесторов в район и надлежащим оформлением прав на земельные участки района.
До внедрения практики около 30% земель на территории района являлись невостребованными земельными долями, собственники которых не использовали их или не были известны.
Схема взаимодействия участников процесса была следующая:
1) заявитель (инвестор) обращается в администрацию Лискинского муниципального района с заявлением о заключении договора аренды земельного участка из невостребованных долей;
2) администрация муниципального образования подготавливает список собственников невостребованных земельных долей и начинает процедуру оформления указанных долей в муниципальную собственность;
3) после оформления права собственности орган местного самоуправления заключает долгосрочный договор аренды с инвестором.
С целью внедрения практики в Лискинском районе администрацией района реализован ряд мероприятий.
1. Администрацией муниципального образования было сделано предложение администрации Воронежской области о делегировании полномочия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли Лискинскому району.
Полномочия были делегированы в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 19 апреля 2006 года № 994-р «О предоставлении права Лискинскому муниципальному району образования земельных участков в счет невостребованных земельных долей».
2. Принято первое постановление от 12 сентября 2006 года № 618 «О выделении невостребованных земельных долей в земельные участки».
3. С 1 ноября 2006 года начата процедура судебного оформления невостребованных земельных долей.
Работа по внедрению практики началась на основании Закона Воронежской области от 28 декабря 2005 года № 91-ОЗ «О некоторых особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области». Первые результаты внедрения были получены в мае 2006 года. Таким образом, практика была внедрена примерно в течение шести месяцев.
Сама процедура признания прав занимает в соответствии с действующим законодательством около одного года. Для формирования указанной практики были задействованы трудовые ресурсы отдела по управлению муниципальным имуществом администрации района (три человека).
Лискинским муниципальным районом был определен критерий успешной реализации практики – формирование земельных участков из невостребованных земельных долей путем признания права муниципальной собственности на них и дальнейшее их предоставление в аренду или собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям (инвесторам в сельском хозяйстве). К данной категории относятся земли сельскохозяйственного назначения.
По итогам внедрения практики в собственность района было оформлено 1164,86 га.
После внесения 29 декабря 2010 года изменений в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
8 ст. 12.1). При этом процесс признания права собственности был уже отлажен, поэтому от имени поселений иски готовит администрация района. В настоящее время в собственность поселений оформлено 3757 га, или 602 доли.
После признания права и оформления свидетельств на земельные участки район или поселение передает в аренду или в собственность (по цене, составляющей 15% от кадастровой стоимости) сельскохозяйственной организации, ранее использовавшей их.
В настоящее время в районе признано право собственности на 4921 га, из которых около 2500 га уже продано местным сельскохозяйственным инвесторам, а остальная площадь находится у них в аренде. Однако для привлечения какого-либо нового инвестора можно не отдавать отсуженные доли в аренду или собственность, а включать их в перечень инвестиционно привлекательных участков.
Указанная практика позволяет привлекать новых инвесторов на отсуженные земли или закреплять права существующих инвесторов, которые обрабатывают эту землю долгое время.
Рекомендации агентства по итогам анализа практик
По итогам проведенного анализа опыта муниципальных образований Агентство рекомендует практику «Формирование земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности» для внедрения на муниципальном уровне.
Практика может внедряться во всех типах муниципальных образований.
Для ее внедрения на муниципальном уровне целесообразно:
1) определить орган местного самоуправления, ответственный за:
- выявление и включение в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах муниципального образования;
- осуществление процедур признания земельных долей невостребованными с учетом требований, предусмотренных статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- проведение процедур обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
- проведение процедур, необходимых для государственной регистрации прав на земельные участки, в отношении которых судом в установленном порядке принято решение об их передаче в муниципальную собственность;
2) определить план работы данного органа местного самоуправления по выявлению и включению в хозяйственный оборот невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах муниципального образования, а также установить показатели эффективности такой работы.
Источник: http://pra-academy.ru/practics/209/
Оформление невостребованных земельных долей :
До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения № 101-ФЗ невостребованные земельные доли определялись как части надела, находящегося в общей собственности, владельцы которых не распоряжались ими в течение 3 и больше лет подряд со времени оформления права собственности. После вступления в силу вышеназванного закона определение исчезло. Зато возникли правила, на основе которых доли земли признаются невостребованными.
Земельная реформа
Изменения в земельном законодательстве произошли более 20 лет назад. Время показало, что этот способ не показал себя лучшим для данных преобразований. Все земли сельхозназначения были разделены на доли с передачей в общую долевую собственность.
При этом их границы не определялись на местности.
Земельные доли передавались работникам организаций, занимающихся сельским хозяйством, их пенсионерам, сотрудникам в области здравоохранения, быта, культуры, образования, питания, которые находились на соответствующих территориях.
В результате граждане стали участниками в общей долевой собственности земель сельхозназначения. Однако со временем старые организации перестали существовать. Новым организациям в форме товариществ, кооперативов и иных обществ приходилось решать вопросы о том, как пользоваться землями сельхозназначения.
Из-за несовершенства законодательства возникали споры, в том числе и по поводу невостребованных земельных долей. Оформление их не проводилось, а потому число конфликтов со временем только увеличивалось.
Появление проблемы
Одной из главных причин, по которой сократилось число пользования сельскохозяйственными землями, является прекращение функционирования соответствующих организаций. Кроме того, нередко соответствующие договоры не заключались в должном виде, изменялись правила использования земельных наделов, истекали сроки аренды и так далее.
Основания признания долей невостребованными
В отличие от предыдущих версий действующий закон № 101-ФЗ подходит к вопросу более определенно. Благодаря изменению формулировки, невостребованные земельные доли не являются таковыми изначально, но могут быть признаны, если владельцы не передали их в аренду или не распорядились по другому. Об этом сказано в п. 1 ст. 12.1 закона.
Кроме того, введены дополнительные основания, при наступлении которых доля земли признается невостребованной. К таковым относится:
- Отсутствие данных о собственнике в решениях местных властей о приватизации земель сельхозназначения до начала действия вышеуказанного закона.
- У скончавшегося собственника отсутствуют наследники.
- Наследники скончавшегося собственника не вправе получить наследство.
- Наследники скончавшегося собственника отстранены от наследства, отказались него или не приняли.
Почему были внесены изменения?
После регистрации договора земельный участок считается разделенным на доли. Если у умерших собственников нет наследников или они не оформляют свои права, то наделом никто не занимается. Раньше такие части не могли признаваться невостребованными земельными долями, так как собственник при жизни формально распорядился наделом.
Со вступлением в силу нового закона ситуация изменилась. Теперь, даже если доля надела земли сдавалась в аренду, но после ухода из жизни собственника наследники не объявились или не вступили в наследство, она может быть признана невостребованной.
Как возвратить
Владельцы, которые считают, что их невостребованные земельные доли включены в соответствующий список необоснованно, могут обратиться к местным властям с возражением, а также заявить об этом на собрании всех владельцев долевой собственности. Это станет основанием для исключения данных участков из невостребованных долей.
Таким образом, лицо должно совершить два действия: обратиться к местным властям, изложив свою позицию в письменном виде, а также заявить права на общем собрании. Если одно из этих действий не будет совершено, то формально востребовать долю не получится.
Но на практике и в таких случаях можно добиться желаемого результата. С этой целью нужно принять участие в судебном процессе, куда местные власти обратятся с целью признания доли земли невостребованной.
В большинстве случаев суд принимает сторону ответчика и отказывает местным властям в исковых требованиях.
Наследование
Право на невостребованные земельные доли может быть признано в случае, если после наследодателей переход собственности наследникам был осуществлен фактически, но они не оформили соответствующие документы. Может быть и так, что пропущен период, отведенный для этого. Тогда единственной инстанцией остается суд.
Чтобы не доводить дело до суда, необходимо вовремя оформлять все бумаги. Вместе с землей наследникам переходят все постройки, находящиеся на участке. Они вправе выкупить землю по преимущественному праву. Если земля не приватизирована, то наследники смогут ее получить в следующих случаях:
- Если процесс приватизации начат наследодателем, но не остался незавершенным.
- Если наследодатель при жизни назначил доверенное лицо для проведения приватизации.
Документы, подтверждающие использование земли
В данном случае законом предусмотрен документ, который удостоверяет право пользования. Это может быть договор аренды, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления либо подтверждающий право постоянного пользования или наследуемого владения на пожизненной основе.
Порядок оформления в собственность местными властями
Обращение в суд с исковым заявлением является первым этапом признания невостребованной земельной доли по причине того, что собственники не распоряжались ею. В соответствии с п. 2 ст. 12.
1 закона № 101-ФЗ, местные власти должны составлять перечень земельных долей, которые можно признать невостребованными. В основном, этот вопрос касается тех наделов, у которых нет наследников.
В зависимости от оснований доли включаются в один из перечней.
Список невостребованных земельных долей публикуется в СМИ. Это делается как минимум за 3 месяца до созыва собрания собственников с целью утверждения доли. Ранее публикация осуществлялась только в официальном источнике, которые утверждал уполномоченный орган.
Такая практика являлась крайне неэффективной. Сведения стали публиковать также в Интернете. Но и это не привело к желаемым результатам. Однако вопрос в конечном итоге решается в суде. Данный орган обязан оповестить всех заинтересованных лиц.
Собственники получат информацию о включении доли в перечень невостребованных земель еще во время разбирательства в суде.
Поэтому даже если сведения не дойдут до собственников в порядке досудебного урегулирования вопроса, они смогут принять участие в судебном разбирательстве.
Таким образом, после обнародования данной информации должным образом местные власти созывают собрание собственников надела земли, в котором собираются утвердить невостребованную долю земельного участка.
Если в течение 4 месяцев после публикации в СМИ собрание не примет решения об утверждении соответствующего списка, местные власти делают это самостоятельно. При этом неважно, по каким причинам собственники участка не приняли данное решение.
После утверждения списка доли считаются невостребованными, и местные власти могут обратиться в суд, чтобы получить на них право собственности.
Если принято положительное решение суда, то на этом основании можно зарегистрировать собственность в Росреестре.
Право собственности переходит лицу только после проведения процедуры регистрации. Об этом сказано в ст. 8 ГК РФ.
С момента признания права на невостребованные земельные доли у муниципального органа появляется возможность распоряжаться ими.
Земля на продажу
После того как пройден этап регистрации, местные власти должны в течение 30 дней опубликовать извещение о том, что доля может быть приобретена в собственность за стоимость в размере 15 % от цены по кадастру. Данный показатель установлен на государственном уровне, и местные власти не вправе устанавливать другую цену.
Извещение о возможности купить данные доли публикуется в средствах массовой информации. Это местные газеты, официальный виртуальный ресурс муниципалитета (если таковой имеется), а также информационные щиты.
Преимущественное право приобретения принадлежит крестьянским хозяйствам или иным организациям, которые используют данный надел.
Такая возможность для них действует в течение полугода с момента признания права собственности на невостребованные земельные доли у местных властей.
Если в этот период не будет заключен договор, местные власти выделяют эту часть в отдельный участок земли, соблюдая установленные минимальные размеры. После процедуры выдела земельный участок снова выставляется на продажу, однако на других условиях.
Ответственность
Наличие земельной доли является законным правом владельца, но предполагает ответственное отношение. Собственник должен обрабатывать землю сам или сдавать в аренду сельскохозяйственным организациям, которые возьмут на себя соответствующие функции. В этом случае владелец будет получать свой процент в виде арендной платы.
На арендаторов возлагается ответственность перед владельцем земельного надела за неверное или ненадлежащее пользование. Об этом говорится в ст. 183 ГК РФ. А перед государством ответственность заключается в своевременной оплате налога на полученную прибыль и за землю.
Нормы закона № 101-ФЗ призваны регулировать отношения в области оборота земель между владельцами и местными властями.
Государственные структуры, осуществляющие контроль за землей, должны регулярно проверять состояние обрабатывания сельскохозяйственных земель.
При незаконном и ненадлежащем пользовании они обязаны действовать в соответствии с законом незамедлительно.
Как видно, процесс признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью имеет целью охватить по возможности большее количество угодий для целевого использования и извлечения прибыли, а также дать возможность компаниям, занимающимся сельским хозяйством, обрабатывать невостребованные участки и территории. Если же находится собственник, то ему не составит большого труда оформить соответствующие земельные доли на себя.
Источник: https://BusinessMan.ru/oformlenie-nevostrebovannyih-zemelnyih-doley.html