Механизм подъема: для замены старых лифтов не хватает 150 млрд рублей

В интернете очень бурно ведется обсуждение положения дел с новыми лифтами, которые массово, в рамках программы по замене аварийных лифтов и капремонту, устанавливаются взамен старых. Но дело в том, что после череды случаев падения лифтов со смертельными случаями (в Алых Парусах упала дочь высокопоставленного чиновника), в регламент приемки лифтов включили Ростехнадзор, который, в свою очередь, все годы до этого лишался своих кадров за неимением средств и «реструктуризации». В итоге имеем то, что имеем: на Москву ВСЕГО ПЯТЬ ИНСПЕКТОРОВ и огромное количество новых лифтов во всех районах.

Но жителям Акулово от этого не легче, т.к. осознаем свою беспомощность в этой ситуации, живя на отшибе в «медвежьем углу». Когда к нам доедут инспекторы Ростехнадзора не знают и в управе, и в управляющей компании. Депутаты сделали все, что смогли. Кулагин С.В. утвердил установку по всем подъездам и подписал акты, а Алейников Г.И. ездил лично на прием в Ростехнадзор и в префектуру. Но везде разводят руками!

  1. После письма в Роспотребнадзор получена «отписка» и Роспотребнадзор ссылается на Государственную жилищную инспекцию.
  2. После сообщения на портале «Наш Город» номер №20543005 получена очередная «отписка», что планируемая дата пуска ДО 15.07.2018!!! Т.е. можно трактовать как и 15 июля.

А вот, что по этому поводу есть в интернете:

Лифт застрял в проверках

В ряде регионов не успевают принимать и вводить в эксплуатацию новые лифты, установленные в многоквартирных домах по программе ускоренной замены.
Новые подъемники в регионах не могут запустить из-за усиленного контроля.
Жителям, в подъездах которых работы уже завершены, все равно приходится подниматься на свои этажи пешком.

«Мы столкнулись с очень странной проблемой, — сообщила исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева на слушаниях в Общественной палате. — По стране пошли региональные программы капремонта, реализуется приоритетный ведомственный проект по ускоренной замене лифтов. И вот в части регионов он буксует в связи с тем, что органы Ростехнадзора просто не успевают принимать в эксплуатацию лифты, которые начали меняться в том темпе, в котором они должны меняться. Есть жалобы от граждан, которые говорят, что лифты установили, и они не работают».

Всего в жилом фонде страны сегодня около 440 тысяч лифтов. Программа предполагает ускоренную замену 75 тысяч лифтов к 2022 году и снижение износа лифтового оборудования на 16 процентов без дополнительной финансовой нагрузки на собственников жилья. За 2017 год к программе присоединились 20 регионов.

Проблемы с вводом лифтов в эксплуатацию возникли в Москве, в Московской, Мурманской, Липецкой, Белгородской и Архангельской областях, а также в Хабаровском крае. Причем проблема не техническая. Мастера установили новые лифты и уже покинули объект, работы не ведутся. Но бюрократические проволочки вынуждают жильцов домов заниматься фитнесом поневоле.

«В середине 2020 года было принято постановление правительства и, по сути, возвращен надзор Ростехнадзору за безопасной эксплуатацией лифтов», — рассказывает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов. Теперь лифт после замены и модернизации вводится в эксплуатацию лишь пройдя контрольный осмотр инспектором Ростехнадзора. Если мы в 2020 году заменили 16 тысяч лифтов, то на 2018 год у нас 20 тысяч лифтов стоит в плане. То есть 20 тысяч проверок инспекторов будет назначено».

Последние пять лет Ростехнадзор не занимался этой деятельностью. В результате был потерян состав инспекторов. И сейчас надзор сталкивается с острой нехваткой кадров. «В Московской области планируется заменить более двух тысяч лифтов, а работают на этой территории только четыре инспектора», — отмечает Сергей Чернышов.

Пока функция надзора за безопасностью лифтов Ростехнадзора была ликвидирована, служба лишилась основной части кадрового состава инспекторов, подтверждают в Ростехнадзоре. «Функции были переданы без увеличения штатной численности, ни единого инспектора нам не дали», — отметила Светлана Радионова, заместитель руководителя Ростехнадзора.

Медленно меняется нормативная база. Из пяти документов, разработанных Ростехнадзором, ни один не был до сих пор принят. Фактически инспекторы выходят на прием и проверку лифтов на свой страх и риск, не имея на это законных полномочий.

Но не только нехваткой кадров объясняется проблема с вводом в эксплуатацию лифтов. У Ростехнадзора есть претензии и к качеству подъемников после замены. Так как многие подрядчики меняют только кабины лифтов, но оставляют старые направляющие и подъемные механизмы. «Если вам заменили кабину, это не значит, что вам заменили лифт, — говорит Светлана Радионова. — Это обман потребителя». В службу нередко поступают жалобы на уже обновленные лифты. «Поменяли лифт, а он начинает дымить, шуметь, не так останавливаться, ездит хуже. Потому что не поменяли лифт — поменяли лифтовую кабину», — говорит она.

Замена лифта по программе капитального ремонта

Чаще всего замена подъемника осуществляется в рамках капремонта. Для проведения кап ремонта управляющая контора должна оповестить жильцов хотя бы за 6 месяцев до запланированного мероприятия. После этого собственники МКД должны принять решение о том, согласны ли они с проведением ремонта в запланированную дату или нет.

Важно! Для вынесения решения проводится очное, заочное или смешанное общее собрание, по результатам которого должно пройти голосование (собственники имеют право отказаться от проведения починки). Вынести свое решение собственники могут в течение 3 месяцев после получения извещения, а о результатах собрания управляющая контора должна быть уведомлена при помощи специального письма, которое имеют юридическую силу.

Если жильцы согласятся на проведение капремонта, то управляющая организация в установленные сроки должна приступить к проведению работ:

  • Сперва УК должна провести специальную технологическую экспертизу, которая определит работоспособность подъемника. Экспертиза подразумевает осмотр не только самого подъемника, но и обследование лифтовой шахты, пускового механизма и так далее. Также экспертиза подразумевает составление специальной сметы, где должны быть указаны все расходы.
  • По результатам экспертизы составляется график предстоящих работ.
  • В указанные сроки проводится замена подъемника. Основные работы — проведение предварительных работ, монтаж нового лифта, подключение электричества, настройка, диспетчеризация и так далее. Длительность починки зависит от характера работ и высотности здания. В конце работники составляют и передают главе собственников помещений техническую документацию по эксплуатации. После этого проводятся пусконаладочные работы, затем работники передают новый подъемник в эксплуатацию.

Ритуальные услуги РосТехНадзора

Только что — в Орле лифт с пассажиром упал с 14 этажа… Очевидно, что лифты-убийцы есть в каждом большом городе. Они служат оправданием для «ускоренной замены старых лифтов». В этой афере участвуют банки и региональные фонды капремонта, но в основе всей схемы лежит обыденный ритуал – получение разрешения на эксплуатацию лифта

В первый рабочий день нового 2020 года на заседании Правительства РФ под председательством вице-премьера Дмитрия КОЗАКА наконец-то обсудили вопиющую несуразицу: модернизация старых лифтов в рамках капремонта успешно проводится в Москве и Екатеринбурге, однако Ростехнадзор все чаще отказывается визировать акты приемки, ссылаясь на то, что …нет такого понятия ни в одном регламенте – «модернизация». Дескать пишите – «ремонт» или «замена», а модернизация – это слишком расплывчато и зыбко…

Десятки и сотни остановившихся лифтов в стране – это не просто техническая проблема. Все гораздо хуже: руководство Роскомнадзора пытается хоть чем-то прикрыть свою …репутацию на фоне резонансных аварий. В июне 2020 года в элитной высотке на Северо-востоке Москвы погибла женщина: у лифтовой кабины на высоте 7 этажа отвалилось днище. Отвечая на вопросы СМИ вице-президент Лифтового Союза Алексей ЗАХАРОВ высказался вполне однозначно: «Чтобы противовес оборвался и разрушил кабину – должны произойти некоторые события. Например – усадка здания и деформация направляющих…»

Тут следует уточнить, что «направляющие» — это главный элемент безопасности лифта, поскольку от возможного падения лифтовой кабины или противовеса во всех лифтах установлены т.н. «ловители» — автоматическая система торможения.

Лови́тель — устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания подвижных элементов основного устройства при возникновении нештатной ситуации. При работе в обычном режиме колодки располагаются по две стороны от направляющих, свободно скользя вдоль них во время движения кабины. При возникновении увеличения скорости спуска кабины и срабатывании ограничителей одна из станин замыкается, плотно прижимая колодки к направляющим.

Однако именно вокруг этих самых «направляющих» и разгорелся спор между ФКР Москвы и Ростехнадзором. Дело в том, что при массовой замене лифта по столичной программе КР именно стальные направляющие (по вине которых погибла женщина) – не подлежат замене, а, после очистки и выверки оставляются служить …еще на 25 лет! Когда об этом «фокусе» узнали чиновники Минстроя (там с технарями очень негусто) – они обратились с официальным запросом к Ростехнадзору: «…можно ли продолжать использовать действующие направляющие?».

В ноябре 2020 г. был получен «осторожный» ответ зам.руководителя Росстандарта Алексея КУЛЕШОВА: «…замена отработавшего назначенный срок службы лифта с заменой или сохранением старых направляющих не противоречит требованием технического регламента. Установка в здании нового лифта без замены направляющих соответствует международной практике и европейским правовым нормам».

Однако уже в феврале 2020 г. на заседании комиссии ОПОРЫ РОССИИ начальник Управления лифтового хозяйства ФКР Москвы Виктор ДЖАНЖИЕВ привел данные Национального лифтового союза, согласно которым инцидентов и аварий, связанных с использованием старых направляющих в рамках замены лифтового оборудования в жилых зданиях, не зафиксировано.

Джанджиев мог не знать или позабыть смертельный случай в «Алых Парусах», ведь он не москвич. Зато все другие «заседатели» круглого стола в ОПОРЕ – должны были бы хотя бы возразить ему. Однако они этого не сделали, более того, — в резолюции этого собрания т.н. «экспертов» было написано следующее:

«Решили: … прекратить практику применения неправового понятия «модернизация лифта» при замене лифтов; … ограничить функции инспекции Ростехнадзора документарным контролем при вводе лифтов в эксплуатацию после их монтажа в связи с заменой и модернизацией; … принять меры по сокращению сроков принятия решений о вводе лифтов в эксплуатацию после их монтажа в связи с заменой или модернизацией.» Подписи: БЛУДЯН (ООО НПО «ФЕНИКС»), ВАКСМАН (ОАО «ЩЛЗ»), ВОЛЬФ-ТРОП, ВОРОНИН («Русьэкспертлифт»), ДЖАНЖИЕВ (ФКР города Москвы), ЦИМБАРЕВИЧ (ПАО «КМЗ»), ХАРЛАМОВ, ЧЕРНЫШОВ, ШЕЛЕХОВА (Ассоциация «РЛО»), ШКРЯБКО (ОАО «ЩЛЗ»), ШЛЕМЕНКОВ («ОПОРА РОССИИ»), САМОХИН, ЯСТРЕБОВА (ОАО «Мослифт»)

Авторы резолюции в спешке даже не обратили внимание на забавную тавтологию: запретить использование термина «модернизация» — но, при этом – запретить Роскомнадзору препятствовать вводу «модернизированных» лифтов. Поразительное единодушие по поводу преступного «полуремонта» объясняется довольно просто: один амбициозный российский банк почти договорился с правительством об участии в … «ускоренной замене лифтов» по всей стране. А поскольку процент износа лифтов в Замкадье зашкаливает за 60%, — это может стать неплохим приработком для подписантов.

А в марте, в городе Симферополе в шахте лифта погибла молодая женщина и ее шестимесячный сын. Причину будут искать и, разумеется найдут. Роскомнадзор в который уже раз ритуально осудит управляющую организацию за нерадивость. А вчера в Орле мужчина упал в лифте с 14 этажа. И здесь, думается, инспекторы укажут на безграмотного наладчика.

Лифты будут падать и впредь, поскольку Роскомнадзор не решился и струсил исполнить в полном объеме Технический регламент «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), который принимался для того, чтобы на многие годы обеспечить самый высокий уровень безопасности вертикального транспорта на территории Таможенного союза. И подразумевалось этим ТР – именно полное восстановление лифтового парка. Этот же смысл закладывался и в региональные программы капремонта. Каждый узел лифта, отработавшего назначенный срок в 25 лет, планировалось заменить на более современный, надежный и «продвинутый» аналог.

Основные виды ремонтных работ

Лифы относятся к классу подъемных механизмов, которые требуют специализированного ухода. Любой подъемник относятся к категории общего имущества в МКД, а поддержанием работоспособности этого механизма должна заниматься УК многоквартирного жилья. Управляющая компания должна заключить с жильцами дома договор, в котором оговариваются вопросы содержания общего имущества.

Важно! Замена подъемника осуществляется в соответствии со статьями Жилищного и Гражданского кодекса РФ. Замена подъемника осуществляется за счет специального жилищного фонда, в который жильцы дома каждый месяц отчисляют деньги на капитальное восстановление.

Чаще всего обслуживание подъемника включает в себя проведение следующих мероприятий:

  • Технический осмотр. Включает в себя визуальный осмотр оборудования подъемника квалифицированными сотрудниками. В случае выявления поломок составляется план замены лифта. Во время осмотра проверяется работа автоматики, исправность кнопок и осветительного оборудования, состояние кабелей и так далее. Оплачивает такой осмотр УК.
  • Аварийное обслуживание. Под аварийным обслуживанием понимает починку, которая направлена на восстановление работоспособности подъемного механизма после возникновения аварийного случая, обусловленного поломкой. Основной особенностью такого обслуживания является то, что восстановление работоспособности происходит в экстренном режиме. Чаще всего аварийное обслуживание проводится, когда внутри подъемника застрял человек. Оплатить аварийное обслуживание должна управляющая организация.
  • Текущий ремонт, который обусловлен небольшими поломками подъемника. Такое мероприятие направлено на восстановление работоспособности подъемного механизма в случае появления небольших поломок, которые не требуют замены лифта. Мелкие поломки не оказывают серьезного влияния на работоспособность подъемного механизма, а во время проведения всех необходимых работ люди могут пользоваться лифтом. Чаще всего такой ремонт проводится после проведения технического осмотра, а длительность ремонта ограничивается несколькими часами.
  • Ремонт, который обусловлен крупными поломками подъемника. Такой ремонт похож на предыдущий. Основное отличием заключается в том, что в случае наличия крупных поломок длительность замены лифта составляет несколько дней, а жильцы таким сломавшимся лифтом пользоваться не могут.
  • Плановый капитальный ремонт. Также по согласованию с жильцами УК должна периодически проводить капитальный ремонт лифта. Капитальный ремонт включает в себя технический осмотр и плановое обслуживание подъемника. В случае обнаружения поломок лифтовики должны провести ремонт или полную замену лифта.
  • Внеплановая капитальная починка. Также по требованию жильцов управляющая компания может проводить внеплановую починку лифта. Такая починка также включает в себя технический осмотр и плановое обслуживание, а в случае обнаружения серьезных поломок УК должна заменить подъемник.
Поделиться:
Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *